• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицемерие как социальные и культурные стратегии поведения

ФИО студента: Хмельнова Мария Михайловна

Руководитель: Иконникова Наталия Кирилловна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Лицемерие &ndash; это&nbsp; феномен, который известен любому члену общества. Его распространенность так широка, что само его определение кажется очевидным и лежит в рамках понятия здравого смысла. Одна из проблем этого феномена основана на том, что его осознание в основном не доступно типичному представителю социума. Люди лицемерят&nbsp; несознательно, считая что именно их поведение ни коим образом не может попадать в разряд этого типа неблаговидного поведения. Тем не менее, независимо от этого факта,&nbsp; они продолжают поступать таким образом, оправдывая именно свой поступок серьезными внутренними или внешними причинами.&nbsp; Существуют, очевидно, какие-то механизмы избегания когнитивного диссонанса, от осознания того, что человек совершил нечто плохое, но по действительно серьезным причинам.</p><p>Таким образом, цель моего исследования это измерение отношения к лицемерию методом семантического дифференциала, для формирования представления о мотивах, которые оправдывают лицемерное поведение других с точки зрения респондентов.</p><p>Для того чтобы достичь цели своего исследования, мне необходимо решить следующие задачи:</p><p>&nbsp;</p><p><strong><em>1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </em></strong><strong><em>Определить, какое значение вкладывают респонденты в понятие &laquo;лицемерие&raquo;</em></strong></p><p><strong><em>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </em></strong><strong><em>Описать социологический подход к этому явлению</em></strong></p><p><strong><em>3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </em></strong><strong><em>Выяснить отношение респондентов к этому феномену</em></strong></p><p><strong><em>4.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </em></strong><strong><em>Выявить наиболее оправданные мотивы подобного поведения, по мнению</em></strong> <strong><em>респондентов.</em></strong></p><p>&nbsp;</p><p>Теоретический объект моего исследования &ndash; мотивы лицемерного поведения, предмет -&nbsp; применение различных&nbsp; методов анализа данных, для изучения лицемерия</p><p>Единицами наблюдения, а также эмпирическим источником данных, в рамках данной темы, для меня являются московские студенты, в возрасте от 18 до 24 лет.&nbsp; В силу того, что осведомленность о данном понятие крайне широка, и представление о том, что такое лицемерие формируется достаточно рано, потенциальными объектами для данного исследования могли быть люди любой возрастной категории и географической локализованности. Это&nbsp; является допустимым в силу того, что понимание лицемерия &ndash; проистекает из культурной среды в которой вырос человек, поэтому на территории того же центрального и близлежащих регионов, любой человек без проблем доступа к нему,&nbsp; теоретически подходил под рамки исследования</p><p>Основным метод исследования является метод семантического дифференциала, как одного из немногих методов способных к формализации настолько абстрактного понятия, а также измерения эмоционального отношения к нему. Базовыми источниками для меня здесь послужила классическая версия метода Ч. Осгуда, а также ее адаптация к русскому языку Артемьевой, с ее собственным вариантом адаптации осгудовских шкал. Они не играют ключевой роли, однако были важным ориентиров в ходе исследования.</p><p>По итогам моей работы мною было проведено исследование направленное на изучение лицемерия,&nbsp; с помощью адаптации существующих методов анализа данных. Моей главной целью было измерение эмоционального отношения людей к этому феномену, однако в итоге вместо получения общей эмоциональной карты этого явления, в ходе анализа были выявлены те мотивы которые по мнению людей, являются в той или иной мере оправданными для поступков подобного рода.</p><p>Все задачи, обозначенные как основные для исследования, были достигнуты. Мне не только удалось ограничить тот смысл, который люди вкладывают в понятие лицемерие, но также привести его определение с точки зрения общеизвестной истины, существующей на уровне &laquo;здравого смысла&raquo;. При этом, мне удалось описать непротиворечивую теоретическую рамку, определяющую социологический подход к этому явлению.</p><p>По результатам количественного анкетного опрос

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ