• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные сети: дружба и взаимопомощь

ФИО студента: Новиков Александр Алексеевич

Руководитель: Креховец Екатерина Владимировна

Кампус/факультет: Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Методы анализа социальных сетей становятся все более и более популярными в различных областях: высшее образование, медицина, экономика и политика. Например, методы социального анализа были использованы в эпидемиологии, чтобы помочь понять, как модели поведения и взаимодействия людей влияют на распространение различных заболеваний. Также анализ социальных сетей является мощным инструментом анализа массового поведения. Используя информацию, собранную из различных источников, и различные модели анализа появляется возможность определить потенциальные экономические или политические угрозы.</p><p>Целью данной работы мы поставили анализ студенческой дружбы, образующийся в процессе их обучения в университете, обращая особое внимание на то, как академические достижения зависят от окружающей студенческой среде. В исследовании изучается процесс формирования дружбы в Научном Исследовательском Университете &laquo;Высшая школа экономики&raquo; в Нижнем Новгороде, что объясняется самой природой университета, как места взаимодействия различных индивидов. Университет закладывает фундамент для будущей адаптации в обществе. Этот процесс проходит не только во время трансляции лекций и проведения практических занятий в аудиториях, но и на менее формальном уровне: через спортивные, научный, музыкальные социальные сети.</p><p>Большинство современных исследований на тему анализа социальных сетей студентов в высшем образовании задаются изучением ответов на два главных вопроса: какие факторы определяют формирование сети и ее влияние на студента.</p><p>При выявлении факторов формирования социальной сети среди студентов, выделяют такие факторы как расса и этническая принадлежность, социально-экономические особенности, возраст, культурные привычки и контингент. В литературе есть последовательные доказательства, что студенты предпочитают дружить со студентами, подобными себе. Этот эффект известен как гомофилия. Физическая и социальная близость не менее важна. Если студенты - соседи по комнате в общежитии, или они живут географически близко, или изучают ту же самую образовательную программу вероятность того, что они станут друзьями возрастает.</p><p>В своей работе данные для анализа были собраны методом анкетирования студентов первого курса Высшей школы Экономики в Нижнем Новгороде, Россия. Выборка включает 315 студентов из 396 возможных. Студентам задали 69 вопросов об их социальном положении, академической среде, отношениях с одногрупниками и свободном времени. Мы также использовали административную информацию об академических успехах.</p><p>С помощью полученной информации мы составляем парную регрессию и оцениваем предельные эффекты вероятности формирования дружбы.</p><p>Результаты свидетельствуют о том, что социально-экономические характеристики, такие как источник доходов, наличие современной техники, материальной положение не оказывают значимого влияния на вероятность дружбы между студентами. Наиболее сильный по влиянию оказался фактор соседства. Проживание в одной комнате (или по соседству) в общежитии увеличивает вероятность возникновения дружбы на 21%. Также значимыми оказались и другие характеристики географической близости. Кроме того, на формирование дружбы влияют гендерные характеристики, успеваемость и вредные привычки.</p><p>&nbsp;Таким образом, результаты исследования подтверждают широко распространенные литературе теории о влиянии эффекта соседства и гомофилии на формирование дружеских связей.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ