• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен подростковой дружбы в контексте современного российского общества на примере московских школьников 13-15 лет

ФИО студента: Тихонова Александра Витальевна

Руководитель: Симонова Ольга Александровна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 7

Год защиты: 2014

<p>Настоящее исследование посвящено изучению феномена подростковой дружбы в современном обществе на примере московских школьников 13-15 лет. Главной целью этой работы является построение модели дружеских отношений среди тинэйджеров. Для достижения этой цели была проанализирована социологическая литература, посвященная тематике дружбы и подросткового возраста, а также были рассмотрены исследования, в особенности те, в которых изучалась подростковая дружба. На основе проведенного анализа были сформулированы следующие исследовательские предположения: а) Подростки &ndash; эмоционально неустойчивая группа, склонная к различного рода зависимостям, &laquo;ищущая себя&raquo;, формирующая свою идентичность, переживающая кризис идентичности; б) дружба для них является скорее средством определения себя, помогает им в этом поиске; в) подростки &ndash; максималисты, стремящиеся к идеальной дружбе; г) в современном обществе им не удается найти этот идеал. Кроме этого, было сформулировано определение дружбы (дружба - это такие социальные отношения, которые основываются на добровольности, взаимности, открытости, доверии и любви и обладают ценностью сами по себе) и социально-психологические особенности подростков (формирование идентичности, ролевое экспериментирование, эмоциональная интенсивность и непреодолимое желание быть принятыми обществом), на основании которых был составлен гайд для эмпирической части данной работы.</p><p>Гайд включал четыре блока: рассказ о себе, рассказ о друзьях, рассказ о лучшем друге и рассказ об идеальном друге. Каждый из этих блоков состоял из нескольких вопросов, но их основной целью было стимулирование респондента к нарративу.</p><p>Всего в рамках исследования было проведено девять интервью, длительностью, в среднем, 40 минут со студентами одного престижного московского центра дополнительного образования. В связи с высокой стоимостью обучения в данном центре, а также тем, что основным направлением центра является получение британского образования в России, выборка является крайне специфической, и данное исследование носит характер кейс-стади.</p><p>На основе проведенного анализа интервью были сделаны следующие выводы. Во-первых, в связи с тем, что подростки склонны к категоричности, они воспринимают всех своих знакомых либо как друзей, либо как врагов. Во-вторых, подростки воспринимают свои дружеские отношения как идеальные, не обращая внимания на ссоры и конфликты, которые в них периодически появляются. То же самое касается и лучших друзей, подростки максимально игнорируют все их недостатки. В-третьих, дружеские отношения помогают подросткам в формировании их идентичности не только благодаря тем чертам, которые они ценят в своих друзьях, но и благодаря тем, которые им в них не нравятся. И, в-четвертых, основанием подростковой дружбы является ее гарантия того, что индивид будет кому-то интересен и кем-то принят.</p>

Текст работы (работа добавлена 6 июня 2014 г.) (169.29 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ