• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратификационные измерения среди старшеклассников в школах с разной репутацией

ФИО студента: Сорокина Елена Игоревна

Руководитель: Оберемко Олег Алексеевич

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Целью данного исследования является выявление латентных признаков, лежащих в основе взаимной типизации школьниками друг друга в стратификационных пространствах школ с помощью факторного анализа и анализа соответствий. Акцент на конструировании социальной структуры класса школьниками был сделан в связи с тем, что традиционно при изучении неравенства в образовании большее внимание уделяется академической успешности школьников, их социально-экономическому происхождению и уровню притязаний, при этом само пространство школы оказывается на периферии исследовательского интереса. По этой причине мы в своей работе задались целью восполнить данный теоретический пробел с помощью двух схожих методов анализа данных, позволяющих отразить различные стороны данного явления.</p><p>Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:</p><p>1)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выявить стратификационные признаки в массовых и престижных школах с помощью анализа соответствий.</p><p>2)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выявить стратификационные признаки в массовых и престижных школах с помощью факторного анализа.</p><p>3)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сравнить меры адекватности результатов использования анализа соответствий и факторного анализа.</p><p>В ходе данной работы было реализовано 2 метода анализа данных &ndash; факторный анализ и анализ соответствий. С помощью онлайн-анкеты мы попросили 360 школьников Москвы и МО оценить наиболее популярных, наименее популярных одноклассников, а также друзей респондентов по 13 характеристикам, отражающих ценности школьников. На основании этих данных мы построили карты восприятия и провели факторный анализ, по результатам которых выявили некоторые стратификационные переменные, согласно которым школьники конструируют социальную структуру класса. Данные результаты были проинтерпретированы (карты восприятия &ndash; согласно технике М.А. Шафира), после чего мы сравнили оба метода анализа.</p><p>С содержательной точки зрения мы обнаружили, что сам принцип стратифицирования в престижных и массовых школах абсолютно различен: если в престижных школах в целом важны индивидуальные характеристики школьников и принадлежность к высокотстатусной группе, ориентированной на саморазвитие, то в массовых школах важны характеристики, обеспечивающие принадлежность к той или иной группе и её одобрение. Более того, интеллектуальность в массовых школах может являться фактором маргинализации групп интеллектуалов в общеобразовательных школах.</p><p>Также в результате работы на базе исследования специфики конструирования старшеклассниками социальной структуры класса мы обнаружили как негативные, так и позитивные стороны метода анализа соответствий и факторного анализа.</p><p>К сильным сторонам анализа соответствий мы можем отнести визуальное представление данных и возможность анализа и совмещения на одной карте как исследуемых объектов, так и точек-атрибутов. Факторный анализ, в свою очередь, обладает аппаратом проверки статистических гипотез, что позволяет нам как исследователям проводить репрезентативное исследованиям.</p><p>Тем не менее, на наш взгляд, обе метода обладают уникальными и ценными преимуществами, что позволяет предложить совмещение методов в рамках одного исследования. Как мы выяснили, оба метода при корректной работе ученого на этапе подготовки исследования, результаты, полученные по итогам обоих методов, очень близки.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ