• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы вовлечения женщин в технические профессии

ФИО студента: Азовцева Александра Ильинична

Руководитель: Козина Ирина Марксовна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">Данное исследование посвящено изучению и выявлению различных инcтитуциональных и социокультурных факторов вовлечения женщин в технические профессии. Был проведен сравнительный анализ этих факторов в различные периоды времени: советский и постсоветский. Основным толчком к изучению данной темы послужили показатели гендерной сегрегации в технических профессиях в изучаемых периодах времени. На протяжения всего советского периода доля женщин, занятых в инженерных профессиях, среди всего числа инженеров значительно растет. В 1980-е годы эта доля превышала 50%, согласно переписям населения того времени, а в постсоветское время численность женщин в инженерных профессиях резко снизилась, согласно данным Российского статистического ежегодника 2013 года. Проведенная работа делает попытку дать качественное объяснение, приведенного различия. Перед началом работы, ставились следующие задачи: изучить гендерную сегрегацию в технических профессиях в динамике за советский период и за постсоветский (2000-е и 2010-е года), определить и сравнить мотивы женщин при выборе технической специальности, профессии в советское и постсоветское время, выявить факторы вовлечения женщин в технические профессии в каждом изучаемом периоде времени, структурировать и сравнить группы факторов, способствующих и препятствующих вовлечению женщин в STEM (Science, Technology, Engineering, Maths) в советское время и постсоветское время. Целью исследования являлось проведение сравнительного анализа, изучаемых факторов в советском и постсоветском периодах.</p><p style="text-align: justify;">В данной работе используется сравнительно-исторический метод для оценки роли институциональных факторов в отношении гендерной сегрегации на рынке труда за период советского и постсоветского времени.</p><p style="text-align: justify;">Эмпирическими объектами являются две группы информантов: женщины, работавшие в технических профессиях в Советском Союзе, и девушки выпускных курсов факультетов технической направленности МГТУ им. Баумана. Эмпирическая база исследования основывается на 12 глубинных интервью.</p><p style="text-align: justify;">По результатам проделанной работы, было выявлено ряд институциональных факторов, повлиявших на выравнивание гендерного неравенства в технических профессиях в советское время. Он включает в себя: исторический фактор, связанный с потерей мужского населения во время войны, фактор направленности экономического развития на промышленную сферу труда, идеологический фактор, фактор социальной политики. Все эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому в общем комплексе они дали эффект выравнивания гендерного неравенства в технической области. В свою очередь, в постсоветский период, огромную роль сыграло полное переустройство государства, которое повлияло на снижение числа женщин, занятых в технических профессиях.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ