• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнение конджойнт-анализа и метода виньеток

ФИО студента: Мезерова Марина Николаевна

Руководитель: Толстова Юлиана Николаевна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Одна из основных целей социологических исследований заключается в обнаружении зависимостей между признаками. Зачастую зависимость одного признака от ряда других может быть не обнаружена на всей совокупности эмпирических объектов, однако на подвыборках при правильной комбинации признаков обнаруживаются значимые эффекты. Чаще всего это оказывается обусловлено взаимодействием признаков, под которым в социологии понимается такого рода зависимость, при которой влияние одной из независимых переменных определяется тем, какое значение принимают другие<a href="#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1]</a>. Поэтому поиск взаимодействий очень важен для социолога, однако, разнообразие форм отношений между признаками, особенности социологических данных осложняют их выявление. Не принимая во внимание взаимодействия, исследователи рискуют тем, что формируемые ими гипотезы &nbsp;могут не отражать реальную ситуацию, включающую эти эффекты, и, как следствие, порождать несостоятельность&nbsp; статистического анализа.</p><p>Таким образом, значимость выявления эффектов взаимодействия сложно переоценить. Но социологической науке известно&nbsp; много подходов к поиску искомых эффектов и соответствующих методик реализации, среди которых могут быть названы регрессионный анализ, дисперсионный анализ, лог-линейный анализ, ковариационный анализ, CHAID-анализ, а также совместный анализ, включающий несколько видов. Последний подход имеет отличительную особенность, особенно значимую с исследовательской точки зрения, поэтому, указав ее, стоит остановиться на ней подробнее. Эта особенность заключается в том, что в рамках данного метода комбинация признаков обнаруживает себя уже на этапе сбора данных. Респондентам для оценки/ранжирования/предпочтения предлагаются комплексные описания, включающие ряд характеристик. Поскольку в жизни люди формируют предпочтения в отношении тех или иных социальных объектов и ситуаций исходя из комплекса характеристик, то представляется логичным уже на этапе сбора данных предлагать респондентам не отдельные характеристики, а полный дескриптивный профиль. В таком случае с большей вероятностью удается достичь адекватного перенесения эмпирической системы с отношениями в математическую систему с отношениями<a href="#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2]</a>.</p><p>Проблема поиска эффектов взаимодействия при опросе, включающем комбинации признаков уже на этапе сбора данных, представляется особенно важной с исследовательской точки зрения по следующим причинам. Совместный анализ, о котором шла речь выше, обнаруживает свои истоки в области в области математической психологии, однако начал активно применяться и развиваться в области маркетинговых исследований при изучении предпочтений в работах Пола Грина и его коллег<a href="#_ftn3" name="_ftnref3" title="">[3]</a>. Приблизительно в то же время начинает активно разрабатываться экспериментальный метод с использованием описаний-виньеток в области психологии при изучении убеждений, отношений. Занимательно, что виньетки представляют собой схожие по сути описания с теми комбинациями признаков, которые используются при совместном анализе (конджойнт-анализе). В первом указанном методе респондентам также предлагаются максимально приближенные к реальности описания ситуаций и объектов, а потому более адекватно отражающие действительность. Поразительно, что эти два метода развивались в двух разных областях и даже сегодня продолжают существовать отдельно друг от друга.</p><p>Несмотря на то, что методы обнаруживают столь важную общую черту, не встречающуюся ни в одном другом методе, прежде не проводилось их сравнения. В связи с этим целью данной работы является сравнение как содержательной, так и формальной сторон совместного анализа и метода виньеток.</p><div><br clear="all" /><hr align="left" size="1" width="33%" /><div id="ftn1"><p><a href="#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]</a> Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. &ndash; М.: Научный мир, 2000.</p></div><div id="ftn2"><p><a href="#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2]</a> Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. &ndash; 2-е изд., перераб. и

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ