• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Применение биографического метода для изучения образовательной миграции российских студентов

ФИО студента: Головкова Анастасия Олеговна

Руководитель: Савинская Ольга Борисовна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 8

Год защиты: 2014

<p align="center"><strong>Аннотация на русском</strong></p><p>&nbsp;</p><p>В настоящий момент все больше и больше студентов уезжают на учебу за рубеж. Одни едут по обмену, другие - на стажировки, третьи &ndash; получать степень бакалавра, магистра или PhD. Следовательно, увеличивается и количество программ, способствующих международному академическому обмену между вузами, и организаций, поддерживающих иностранных студентов.</p><p>Эта проблема весьма актуальна и злободневна. Многие работы посвящены образовательной и трудовой миграции, &laquo;утечке умов&raquo;, влиянию образовательных стажировок на дальнейшую карьерную траекторию, изучению рынка образовательных услуг, но основная цель моей работы &ndash; проанализировать влияние прошлого биографического опыта и жизненных траекторий на принятие решения об образовательной миграции, т.е., другими словами, выявить глубинные первопричины желания поехать учиться за границу. В связи с этим метод биографического интервью подходит как нельзя лучше, ведь с его помощью можно взглянуть на изучаемую проблему глазами очевидца, понять скрытые смыслы и мотивы определенных поступков и действий, анализируя основные языковые конструкции, которыми оперирует опрашиваемый при рассказе о своем жизненном пути.</p><p>Основными задачами исследования являются:</p><ol><li>Выявить познавательные возможности биографического метода для изучения образовательной студенческой миграции</li><li>Определить основные схожие биографические события и процессы</li><li>Типизировать мировоззренческие установки и досуговые практики</li><li>Сконструировать идентичность на основе определенных практик</li><li>Изучить риторику образовательных мигрантов, обосновывающую отношение к полученному за границей образованию и конструирующую дальнейший биографический путь.</li></ol><p>В своей работе я уделяю особое внимание нескольким тематическим блокам, отражающим биографический опыт: семье, школе, университете, работе, межличностным отношениям и стажировке за рубежом,&nbsp; и внутри каждого из них конструирую маркеры идентичности изучаемой совокупности.</p><p>На основе анализа 20 биографических интервью, полученных кодов, категорий, разработанных маркеров идентичности, будет построена парадигмальная модель в виде структурной схемы, центральной категорией которой является влияние биографического опыта на студенческую образовательную миграцию.</p><p>Основные выводы: биографический метод дал хорошие результаты: удалось выявить типичные биографические события, построить парадигмальную модель влияния биографического опыта на принятие решения о студенческой образовательной миграции и проекцию дальнейших жизненных траекторий, сконструировать маркеры идентичности и основные категории анализа, с помощью методологии обоснованной теории.</p><p>Также были выявлены схожие биографические события и жизненные траектории студентов, получавших образование за рубежом. В первую очередь, их объединяет то, что они все учатся в топовых вузах, кроме того, среди изучаемой совокупности прослеживается тенденция к ухудшению отношения к большим и крупным корпорациям и усилению желания создать свой бизнес, либо работать с гибким графиком, чтобы оставалось время на семью, друзей и хобби. Многие уже открыли свое дело, другие пока считают, что у них не хватает опыта или денег, но в перспективе планируют.</p><p>Основное внимание хочется уделить тому, что на вопрос о желании поехать учиться, работать или жить на Запад, большинство ответило утвердительно. Мало того, прослеживается тенденция, что студенты вообще не хотят продолжать обучение, т.к. оно дает мало практических навыков и слишком общее образование, отдавая приоритет работе, но даже если и хотят, то не в Российском вузе. В большинстве случаев это обосновывают тем, что на Западе лучше система образования. Кроме того, на основе интервью, было выявлено, что &laquo;утечка умов&raquo; происходит из-за дорогого съемного жилья и маленьких заработных плат ученых. В связи с этим многие уезжают на Запад, а те, кто остаются в России, уходят из науки в бизнес.</p>

Текст работы (работа добавлена 6 июня 2014 г.) (823.00 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ