• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка конкуретных позиций компании на основе данных интернет-статистики

ФИО студента: Титов Владимир Евгеньевич

Руководитель: Титова Надежда Львовна

Кампус/факультет: Факультет менеджмента

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Последние десятилетия электронный бизнес стремительно развивался, становясь сильным конкурентом традиционных отраслей. Но при принятии решений менеджмент сталкивается с недостатком инструментов, адаптированных к специфике интернет-проектов и к высокой динамичности ситуации на этом рынке.</p><p>Цель исследования &ndash; разработка экспресс-метода для оценки конкурентных позиций российских онлайн-ритейлеров, основанного на данных интернет-статистики.</p><p>При разработке методики были выполнены следующие задачи:</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; I.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; На основе данных агрегатора SimilarWeb разработана система показателей интернет-статистики, характеризующих положение каждого из игроков рынка. Исходя из принципов количественной оцениваемости и общедоступности информации, а также описания взаимодействия с конечными покупателями, были выбраны 10 показателей:</p><p style="margin-left:72.0pt;">1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; количество уникальных посетителей в неделю (X1);</p><p style="margin-left:72.0pt;">2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; среднее время, проведённое на сайте (X2);</p><p style="margin-left:72.0pt;">3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; среднее количество просмотренных 1 посетителем страниц (X3);</p><p style="margin-left:72.0pt;">4.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; процент отказов (X4);</p><p style="margin-left:72.0pt;">5.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; переходы по прямым ссылкам (X5);</p><p style="margin-left:72.0pt;">6.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; переходы по ссылкам с сайтов-партнёров (X6);</p><p style="margin-left:72.0pt;">7.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; переходы из поисковиков (X7);</p><p style="margin-left:72.0pt;">8.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; переходы из социальных сетей (X8);</p><p style="margin-left:72.0pt;">9.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; переходы из почтовых рассылок (X9);</p><p style="margin-left:72.0pt;">10. &nbsp; прямые переходы по рекламным баннерам (X10).</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; II.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Из почти 2000 компаний выделены 130 основных игроков рынка онлайн-ритейла в России, деятельность которых может быть достоверно оценена на основе разработанной системы показателей.</p><p>&nbsp;III.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Для каждой из 130 выбранных компаний, 12 сегментов и всего рынка оценены значения выделенных 10 ключевых показателей деятельности за период с июля 2013 по март 2014 г. Это позволило создать базу данных для анализа конкуренции между крупными игроками, выделить характерные особенности сегментов и рынка и их динамику:</p><p style="margin-left:70.9pt;">1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Бытовая техника и Электроника, Одежда и обувь, Смешанный ассортимент &ndash; наиболее часто встречающиеся сегменты среди крупных магазинов, также характеризующиеся наибольшей средней посещаемостью;</p><p style="margin-left:70.9pt;">2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В сравнении со среднерыночными значениями, на сайте сегмента &laquo;Автозапчасти&raquo; люди проводят на 43% больше времени, в &laquo;книгах и канцтоварах&raquo; - наоборот, на 37% меньше;</p><p style="margin-left:70.9pt;">3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Среднее количество просмотренных страниц (X3) заметно выше среднерыночного показателя в сегментах, связанных с выбором моделей однородного товара разных марок;</p><p style="margin-left:70.9pt;">4.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В сегменте &laquo;Товары для дома&raquo; сильно деформирована структура трафика (показатели X5-X10);</p><p style="margin-left:70.9pt;">5.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сегмент &laquo;Одежда и обувь&raquo; имеет сравнительно низкую долю переходов из поисковиков (X7) и является абсолютным лидером по переходам из почтовых рассылок (X9);</p><p style="margin-left:70.9pt;">6.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Портрет поведения типичного посетителя российского интернет-магазина: за одно посещение просматривает около 7 страниц сайта за 5 минут, в 60% случаев покидая сайт уже после первой открытой страницы. Чаще это пользователи, пришедшие из поисковой выдачи (47% всех проанализированных переходов на сайты) или по рекламным баннерам (27%). Почтовыми рассылками активно пользуются 5% уникальных посетителей.</p><p>IV.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Рассмотрен кейс компании Enter, для которой оценены её позиции на фоне конкурентов: значительно превышая среднерыночные значения по средней посещаемости и трафику с сайтов-партнёров, Enter имеет слабые позиции по другим основным направлениям привлечения посетителей. Объём случайного трафика, привлечённого через сайты-партнёры, также отрицательно сказывается на времени, проведённом на сайте пользователем и количестве просмотренных им страниц.</p><p>&nbsp;&nbsp; V.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выделены основные направления развития для усиления конкурентной позиции компании Enter: устранение структурного дисбаланса в методах привлечения новых потребителей; перераспределение бюджетов с закупки рекламных блоков на сайтах-партнёрах на другие источников трафика и рост офлайн точек в новых регионах.</p><p>Разработанный экспресс-метод может быть использован для всех компаний выборки. С некоторыми ограничениями он может применяться для проведения конкурентного анализа и принятия стратегических решений всеми игроками российского рынка онлайн-ритейла.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ