• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Связь конструктивной тревожности и ценностно-смысловой сферы личности

ФИО студента: Вронская Ксения Сергеевна

Руководитель: Колпачников Вениамин Валентинович

Кампус/факультет: Факультет психологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>В наши дни особенностью современного социума стало нарастающее чувство нестабильности личности в обществе. С каждым днем человек становится все более незащищенным относительно своего положения в окружающем мире. Социально-экономическая нестабильность, ускорение темпа жизни, криминогенная обстановка, постоянная угроза террористического акта и многое другое, все это сказывается на психическом состоянии современного человека. И как считает З. Бауман, современный социум пытается сформировать убеждение, что существование в такой неопределенности и нестабильности это норма. Все это способствует формированию устойчивой высокой тревожности общества.</p><p>Ряд исследований показал, что угрозы современного общества в большинстве случаев осознаны. Человек оценивает ситуации опасности в совокупности с возможностью обеспечения необходимого уровня безопасности, которое доступно для него. Если уровень безопасности не соответствует масштабам угрозы, то тревога мобилизует человека к продуктивной деятельности, направленной на преодоление угрожающей ситуации. Повышение уровня безопасности побуждает человека к развитию и самоактуализации. В ходе этого происходит изменения ценностно-смысловой сферы личности. Таким образом, мобилизующая тревога, способствующая конструктивным изменениям, несомненно, связана с изменениями ценностно-смысловой сферы личности.</p><p><em><u>Проблемой исследования</u></em> послужило положение о том, что современный социум находится в состоянии постоянного стресса. Ускоряющиеся темпы современной жизни, быстро растущий технический и информационный прогресс требуют от современного человека &laquo;идти в ногу со временем&raquo; для того, чтобы успешно реализовать свой потенциал. Это способствует тому, что человек теряет чувство опоры, стабильности и безопасности. В свою очередь это приводит к постоянно растущему стрессу и тревоге за свое настоящее и будущее. К сожалению, очень часто это состояние перерастает в хроническое свойство.</p><p>Существует большое количество исследований посвященных проблеме деструктивной тревожности. Общеизвестны разрушающие последствия этого состояния и их влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности. И поэтому в социуме растут требования к стрессоустойчивости, а СМИ переполнены рекламой успокоительных средств, которые весьма небезопасны и часто малоэффективны.</p><p>Однако целью данного исследования является попытка уйти от укоренившегося видения тревоги лишь как деструктивного свойства и исследовать феномен конструктивной тревожности, а именно ее связь с ценностно-смысловой сферой личности.</p><p>Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что <em><u>актуальность</u></em> данного исследования состоит в том, что в связи с быстрым развитием современного общества и его влиянием на каждого человека,&nbsp; в современном мире возникла необходимость в новом видении феномена тревожности. Это поспособствует к переосмыслению существующих, и поиску новых эффективных и безопасных способов существования в состоянии стресса и тревоги.</p><p><em><u>Научная новизна исследования</u></em> заключается в том, что исследованию феномена конструктивной тревожности, посвящено очень мало исследований, а ее связь с ценностно-смысловой сферой личности не изучена.</p><p><em><u>Практическая значимость исследования:</u></em> полученные результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения поставленной проблематики. Также эти результаты могут быть использованы в различных общественных и профессиональных сферах (образовательные учреждения, сфера HR, психотерапия и т.д.).&nbsp;</p><p>Таким образом, <em><u>объектом исследования</u></em> выступает тревожность как свойство личности.</p><p><em><u>Предметом исследования</u></em> является взаимосвязь конструктивной тревожности и ценностно-смысловой сферы личности.</p><p><em><u>Цель работы</u></em> выявить особенности взаимосвязи между конструктивной тревожностью и ценностно &ndash; смысловой сферой личности.</p><p><em><u>Задача исследования</u></em>:</p><p style="margin-left:53.4pt;">1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Изучить и систематизировать понятия и подходы к проблеме конструктивной тревожности и ценностно-смысловой сфере личности.</p><p style="margin-left:53.4pt;">2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи конструктивной тревожности и ценностно-смысловой сферы личности.</p><p style="margin-left:53.4pt;">3.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Разработать программу эмпирического исследования.</p><p style="margin-left:53.4pt;">4.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Провести исследование взаимосвязи конструктивной тревожности и ценностно-смысловой сферы личности на репрезентативной выборке.</p><p style="margin-left:53.4pt;">5.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Проанализировать и обработать полученные данные, проинтерпретировать результаты и произвести соответствующие выводы.</p><p><em><u>Основной гипотезой</u></em> исследования послужило предположение, что конструктивная тревожность связана с ценностно-смысловой сферой личности.</p><p><em><u>Частной гипотезой</u></em> выступает предположение, что существует связь между конструктивной тревожностью и ценностями, базирующимися на внутреннем локусе контроля.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ