• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка адаптивной системы автоматизированного построения транспортного маршрута

ФИО студента: Лукин Александр Владимирович

Руководитель: Савченко Андрей Владимирович

Кампус/факультет: Факультет информатики, математики и компьютерных наук (Нижний Новгород)

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>В настоящее время в мире, как никогда, высоко и продолжает расти значение индивидуального транспорта. Соответственно растет и популярность автоматизированных средств построения маршрутов и навигации, которые в свою очередь развиваются и становятся все более удобными, учитывают все большее количество различных факторов.</p><p>Гибкость при построении маршрута, доступная пользователям большинства имеющихся систем &ndash; оптимизация по времени и оптимизация по расстоянию. Если в случае построения кратчайшего по дистанции маршрута индивидуальные особенности передвижения не имеют значения, то при построении оптимизированного по времени маршрута (что является наиболее востребованным) они могут сыграть ключевую роль. Сейчас активно ведутся разработки и исследования адаптивных моделей построения маршрутов с оптимизацией по времени, учетом трафика&nbsp;и учетом текущей скорости передвижения.</p><p>Однако, предлагаемые в настоящее время подходы не учитывают индивидуальных особенностей передвижения - ни одна популярная система не может &mdash; и не обучается &mdash; учитывать особенности езды конкретного водителя, его привычки двигаться в потоках разной загруженности. К таким особенностям относятся: лавирование в заторах, специфика ТС, средняя скорость - например, она не достигает разрешенной на незагруженной дороге, если пользователь предпочитает размеренное вождение и т.д. Отдельный интерес представляет навигация для других видов ТС - велосипедов, скутеров. Имеющиеся сейчас системы навигации предоставляют очень скудные возможности для построения: в основном, это навигация по велодорожкам и дорогам общего пользования, а доступна она только в регионах, для которых собраны соответствующие данные. Отдельных алгоритмов маршрутизации для двухколесных ТС вовсе нет.</p><p>Таким образом, тема данной работы &mdash; разработка адаптивной системы построения маршрута с учетом индивидуальных особенностей передвижения &mdash; является новой и актуальной. Цель работы &mdash; разработать систему, способную при автоматическом построении маршрута учитывать индивидуальные особенности передвижения (манеру езды, специфику ТС и др.). Для достижения цели поставлены следующие задачи:</p><p style="margin-left:35.7pt;">- &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Рассмотреть стандартные алгоритмы построения маршрутов и их эффективность. Выбрать наиболее подходящий для использования в разрабатываемой системе;</p><p style="margin-left:35.7pt;">- &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Изучить техническую возможность и выбрать технологический стэк и источники данных для реализации собственной системы построения маршрута</p><p style="margin-left:35.7pt;">- &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Формализовать основную идею работы: выделить признаки, определяющие индивидуальные особенности передвижения и формализовать их влияние на построение маршрута;</p><p style="margin-left:35.7pt;">- &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Разработать прототип автоматизированной системы для построения маршрута с учетом индивидуальных особенностей передвижения;</p><p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; - &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Разработать принцип обучаемости системы.</p><p>&nbsp;</p><div>В данной работе была подготовлена теоретическая основа и разработан прототип автоматизированной системы построения маршрутов с учетом индивидуальных особенностей передвижения. Были рассмотрены, и выбран оптимальный для данной задачи, алгоритмы построения маршрута на взвешенном графе. Выбраны технологии и источники данных для программной реализации системы.</div><p>Были выбраны признаки, определяющие индивидуальные особенности передвижения, предложена простейшая система их классификации. Разработанная модель, несомненно, является грубым приближением &ndash; для получения лучших результатов система признаков должна быть расширена (некоторые предложения были изложены в данной работе). Это позволит глубже анализировать влияние выборки на среднюю скорость, используя большее количество эвристических гипотез, что способствовало бы более точному прогнозированию.</p><p>Также, достаточно специфичным, но практически полезным, может стать использование разработанной системы (с некоторыми модификациями) для сбора актуальных метаданных и последующей привязке их к векторным данным карт OpenStreetMap.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ