• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка спроса на услуги детских дошкольных учреждений

ФИО студента: Дудник Мария Николаевна

Руководитель: Ощепков Алексей Юрьевич

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p style="background-image: initial; background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: initial; background-repeat: initial;"><span style="font-size: 9pt; font-family: Arial, sans-serif;">Система дошкольного образования играют важную роль. Многочисленные исследования показывают, что посещение детьми дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) способствует их социализации и развитию человеческого капитала&nbsp; и имеет долгосрочные позитивные эффекты, проявляющиеся даже после периода обучения в школе (Duncan and Magnuson, 2013). Кроме того, опыт многих развитых стран показывает, что именно ДОУ позволяют эффективно совмещать политику поощрения рождаемости с высокой женской занятостью (Del Boca et al., 2009). В связи с этим, оценка параметров спроса на ДОУ со стороны населения представляет собой огромный интерес и значение для государственной политики.</span><span style="font-family: Arial, sans-serif;"><o:p></o:p></span></p><p style="background-image: initial; background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: initial; background-repeat: initial;"><span style="font-size: 9pt; font-family: Arial, sans-serif;">Однако принципиальная проблема, возникающая при оценивании спроса на любые товары или услуги, состоит в том, что наблюдаемым является только факт покупки товара или использования услуги, но не сам спрос на них. В случае с ДОУ, обследования населения обычно дают информацию лишь о факте (не)использования ДОУ и не позволяют определить, почему ДОУ не используется &ndash; из-за того, что не хотят родители, или из-за того, что места в ДОУ отсутствуют. Таким образом, в условиях ограниченного предложения оценка спроса на ДОУ является нетривиальной задачей.</span><span style="font-family: Arial, sans-serif;"><o:p></o:p></span></p><p style="background-image: initial; background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: initial; background-repeat: initial;"><span style="font-size: 9pt; font-family: Arial, sans-serif;">В данной работе, мы оцениваем спрос на услуги ДОУ в России, где существует явный дефицит предложения мест в ДОУ. Для решения описанной выше проблемы мы применяем модель с частичной ненаблюдаемостью исходов (Poirier, 1980). Эта модель позволяет оценить, в какой мере неиспользование ДОУ вызвано отсутствием спроса, а в какой мере &ndash; недостатком предложения. В частности, она позволяет получить оценку величины неудовлетворенного спроса на услуги ДОУ, которая может являться важным ориентиром для государственной политики в области дошкольного образования.</span><span style="font-family: Arial, sans-serif;"><o:p></o:p></span></p><p style="background-image: initial; background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: initial; background-repeat: initial;"><span style="font-size: 9pt; font-family: Arial, sans-serif;">Оценивая модель на данных РМЭЗ-НИУ ВШЭ, мы получаем ряд новых и интересных результатов. Прежде всего, мы подтверждаем известное мнение о том, что в России существует большой дефицит мест в ДОУ. Согласно нашим оценкам, примерно 31% всех матерей детей в возрасте от 0 до 7 лет, хотели бы отдать ребенка в детсад или ясли, но не могут это сделать из-за ограниченного предложения. Это группа составляет почти 90% от тех, кто уже использует ДОУ. По данным очереди-&nbsp; 40% в 2012г. Таким образом, предоставление дополнительных мест в ДОУ могло бы сильно повысить охват детей дошкольным образованием.</span><span style="font-family: Arial, sans-serif;"><o:p></o:p></span></p><p style="background-image: initial; background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: initial; background-repeat: initial;"><span style="font-size: 9pt; font-family: Arial, sans-serif;">Вместе с тем, мы обнаруживаем, что существует достаточно многочисленная группа семей, которые имеют потенциальную возможность пользоваться услугами ДОУ, однако не предъявляют на них спроса. По своему размеру эта группа сопоставима с объемом неудовлетворенного спроса. Это говорит о том, что не только организация новых или расширение старых ДОУ, но и более эффективное перераспределение мощностей и ресурсов внутри системы дошкольного образования могло бы внести вклад в рост охвата детей.</span><span style="font-family: Arial, sans-serif;"><o:p></o:p></span></p><p><span style="font-size: 9pt; line-height: 115%; font-family: Arial, sans-serif;">Мы также находим, что объем неудовлетворенного спроса на услуги ДОУ среди неработающих матерей выше, чем у работающих. Это согласуется с мнением о том, что увеличение доступности ДОУ могло бы иметь положительный эффект на женскую занятость (Левин и Ощепков, 2013).</span></p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ