• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние маркетинговых акций на продажи в парфюмерной отрасли

ФИО студента: Костенко Елена Леонидовна

Руководитель: Барков Сергей Александрович

Кампус/факультет: Международный институт экономики и финансов

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Основной целью моего исследования является определение влияния маркетинговых акций на продажи парфюмерии категории масс-маркет, но я также рассматриваю и другие социально-экономические детерминанты продаж (принадлежность: мужская или женская), сезон, цена в сети, сама сеть (количество торговых точек, тип развития). Я предполагаю, что не будет особой разницы в продажах мужской и женской парфюмерии, и показатели будут варьироваться лишь в месяцах февраль, март, поскольку продажи в феврале преимущественно мужские за счет 23 февраля, а в марте женские за счет 8 марта, месяц должен влиять, именно за него отвечает коэффициент сезонности, развитие сети должно положительно влиять на продажи. Что касается параметра цена, он может влиять как положительно, так и отрицательно, а может вообще не влиять, поскольку парфюмерия считается некоторыми как дорогостоящий товар и они не приемлют колебаний цен и готовы покупать парфюм по высокой цене. Моим предположением относительно проведения акций является благоприятное воздействие акций на продажи, притом ценовые акции, на мой взгляд, должно приводить к большему приросту.</p><p>&nbsp;Маркетинговые (или промо-) акции представляют собой лишь небольшую часть компонента &laquo;продвижение&raquo;, который в свою очередь относится к комплексу маркетинга.</p><p>Парфюмерная продукция относится к товарам повседневного спроса, которые отличаются широким кругом покупателей, стоят относительно дёшево и быстро продаются. Для рынка товаров повседневного спроса характерны высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров. На спрос в парфюмерии влияют тенденции моды, сезон, праздники в течение года, вкусовые предпочтения человека. Глянцевые журналы могут провозгласить сладкие ароматы модными в этом сезоне, а цветочно-цитрусовые ароматы модными в следующем сезоне. Парфюмерия воспринимается многими как элемент стиля и имиджа, и потребители, чтобы быть в тренде, будут делать свой выбор в зависимости от модных тенденций. Сезон также влияет на спрос в парфюмерии, поскольку в теплые сезоны потребители предпочитают легкие, свежие ароматы, более прозрачные, воздушные и морские, отдают предпочтение парфюмерной продукции с низким спирта (чтобы он был легче, и в жару аромат распространяется быстрее и ярче); в то время как в холодное время (поздняя осень-зима) насыщенные, терпкие и мускусные ароматы становятся более популярны, содержание спирта увеличивается, так как аромат должен быть более стойким. Наличие праздников в течение месяца также влияет на продажи, поскольку парфюмерия является отличным подарком как для мужчины, так и для женщины. Именно поэтому февраль, март и декабрь являются рекордсменами продаж, в то время как в январе и июне затишье.</p><p>Данная отрасль постоянно требует обновлений за счет вышеперечисленных аспектов и также из-за изменений во вкусовых предпочтениях потребителей. Потребители часто готовы экспериментировать с парфюмерией, многие считают, что духи способствуют созданию определенного настроение и атмосферы, поэтому у человека может быть в среднем около 3-5 ароматов на несколько ближайших месяцев, а потом по окончании духов потребитель может снова отправится в магазин и купить новый, ранее не знакомый аромат. Именно в этом момент за счет промо-акций производитель может стимулировать пробную, первичную покупку. Компании постоянно должны выпускать новые линии или новый аромат в уже созданной парфюмерной линии, чтобы напоминать потребителю о себе и завоевывать новую аудиторию.&nbsp;</p><p>Используя два вида панельных данных (различные сети в периодах в рамках одного парфюмерного продукта и различные парфюмерные продукты по периодам в рамках одной сети) я сначала использовала модель со случайными уровнями факторов (Random effects model), а потом differences-in-differences model, рассматривая частные случаи проведения акции и ее успешности. Для последней модели мною были отобраны ситуации, в которых один и тот же товар продавался в двух сетях, притом в начальный период акции не было ни в одном из них, а в следующий месяц акция проводилась лишь в одной сети.</p><p>Проводимая акция &laquo;подарок за покупку&raquo; увеличивает продажи в большинстве сетей на те серии, к которым она применялась. Данная акция не формирует у покупателя отношение к товару как к некачественному или дешевому, поскольку цена остается прежней, но позволяет покупателю получить что-то дополнительное. Исходя из данных, я обнаружила, что данная акция проводится лишь на товары-лидеры (бестселлеры), поскольку данные товары и так хорошо продаются, а с помощью подарка компания рекламирует новые ароматы, которые возможно продаются плохо или являются новинками&nbsp; любой принадлежности: женская, мужская или детская парфюмерия). Подарок вряд ли является решающим фактором выбора потребителя, но его наличие более эффективно обращает внимание покупателя к продукту и покупатель подходит, чтобы поближе ознакомиться с продуктом. В исследуемой мной компании данная акция применима только к женской парфюмерии.</p><p>В ходе работы выяснилось, что продажи увеличиваются при дополнительной рекламе (рекламе в каталоге) помимо визуального оформления акции на полке, поэтому компании-производителю необходимо поработать с сетями, в которых рекламный модуль дорогой (конкретно с сетью ОлГуд), настаивая на снижении цены и аргументируя это тем, что падение стоимости рекламы &nbsp;в два раза приведет к увеличению количества модулей в каталогах, что позволит и сети дать больше предложений&nbsp; для покупателя, а также больше проинформировать покупателей об акциях, что возможно приведет к повышенному спросу и увеличению продаж.</p><p>&nbsp;Что касается ценовых акций, то результаты исследования были различны. Эффект ценовой акции зависит от серии товара и от потребителя как такового (его отношения к парфюмерии и к скидкам). Регулярные скидки, как уже было сказано ранее, могут подорвать продажи, поскольку покупатель перестанет оценить товар в его предыдущую цену и будет относиться как к дешевому товару, а также проведение данного типа акций может вызвать опасения о некачественности товара у тех потребителей, которые уже пользовались данным товаром, озадачившись вопросом &laquo;Почему вдруг цена на данный товар упала?&raquo;.</p><p>&nbsp;Помимо величины скидки и правильно выбранного периода для проведения акции необходимо также контролировать своевременность попадания товара на полку, своевременность информирования покупателя об акции и визуальное оформление.</p><p>Как уже говорилось ранее помимо включенных мной факторов на продажи также может влиять величина ассортимента, постоянное наличие товара на полке (то есть правильный контроль остатков и постоянное поддержание&nbsp; на нудном уровне), наличие тестеров, обученный персонал, готовый консультировать покупателя и в том числе рекламировать товар, а также выкладка (то есть визуальное оформление стеллажей с парфюмерией, информативность ценников, их привлекательность, наличие POS-материалов). Данные факторы могут существенно влиять на уровень продаж, но их эффект достаточно сложно оценить. Они требуют постоянного контроля магазина, при чем ситуация может поменяться в течение месяца и не понятно, как в количественном эквиваленте эти изменения будут отражены, а также сложно определить отдельный эффект от каждого из вышеперечисленных показателей. При последующей регрессии продаж по всей сети продажи будут суммироваться и включать в себя как продажи из успешных торговых точек, так и из более слабых. Данную работу по выявлению факторов и их влиянию проще делать при работе с данными по сети по всему рынку, нежели в рамках рассмотрения одного производителя.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ