• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репрезентации этничности в медиакультуре ( на примере образа «кавказца» в новостных программах российского телевидения 2010- 2013 гг.).

ФИО студента: Демирова Лейла Омаровна

Руководитель: Васильева Виктория Олеговна

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<div>Правительство Российской Федерации</div><div>&nbsp;</div><div>Федеральное государственное автономное образовательное&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>учреждение высшего профессионального образования</div><div>&nbsp;</div><div>&laquo;Национальный исследовательский университет</div><div>&nbsp;</div><div>&laquo;Высшая школа экономики&raquo;</div><div>&nbsp;</div><div>Факультет философии, отделение культурологии</div><div>&nbsp;</div><div>Кафедра&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>наук о культуре&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>АННОТАЦИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>На тему</div><div>&nbsp;</div><div>( на примере образа &laquo;кавказца&raquo; в новостных программах&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>&nbsp;Репрезентации этничности в медиакультуре</div><div>&nbsp;</div><div>российского телевидения 2010- 2013 гг.)&raquo;.</div><div>&nbsp;</div><div>Студент группы No 401</div><div>&nbsp;</div><div>В современном информационном мире средства массовой информации&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>занимают одно из самых значительных мест в общественной жизни. Особое&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>место среди средств массовой информации занимает телевидение, поскольку&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>данный источник информации является самым доступным, наиболее&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>привлекательным для представителей разных возрастов, социальных и&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>политических групп, городских и сельских жителей.&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Мир кардинально меняется, при существовании государственных&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>границ отсутствуют границы информационные, мир становится&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>мультиэтничным, поэтому этническая тематика сегодня особенно актуальна.&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Таким образом, телевизионные новости представляют собой весьма&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>сильный инструмент репрезентации этничности.</div><div>&nbsp;</div><div>Пожалуй, наиболее активно эксплуатируется в последнее время&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>образ &laquo;кавказца&raquo;, который стал воплощением отрицательных человеческих&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>качеств. Очень часто СМИ репрезентирует обобщенный образ &laquo;кавказца&raquo;,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>не учитывая национальные особенности этничности, его территориальную&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>принадлежность и даже религию. В связи с неоднородностью общества&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>использование этнической информации может служить инструментом&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>манипуляции сознания людей.</div><div>&nbsp;</div><div>Как видим, актуальность темы исследования обусловлена&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>тем, что современное общество этнически неоднородно и в огромном&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>информационном потоке СМИ необходимо выявить модели репрезентации&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>этничности в телевизионных новостях центральных российских каналов,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>поскольку основная масса аудитории обращается за информацией именно к&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Предмет исследования - выявление моделей репрезентации&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>этничности в телевизионных новостях канала &laquo;Россия 1&raquo;, &laquo;Россия 24&raquo;.</div><div>&nbsp;</div><div>Объект исследования - телевизионные новостные программы&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>канала &laquo;Россия 1&raquo;, &laquo;Россия 24&raquo; с этнически маркированным материалом&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Цель данной работы: исследовать репрезентацию образа &laquo;кавказца&raquo;&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>в телевизионных новостях центрального канала за 2010-2013 гг., выявить&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>механизмы конструирования и воспроизводства этого образа.</div><div>&nbsp;</div><div>Реализация цели предполагает решение следующих задач:&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>1. рассмотреть научные подходы к изучению этничности и&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>этнической информации в СМИ;</div><div>&nbsp;</div><div>2. изучить дискурс телевизионных новостей и методы его&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>анализа;&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>3. обобщив изученный материал, составить собственную модель&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>анализа телевизионных новостей;</div><div>&nbsp;</div><div>4. на основе мониторинга выделить количество новостных&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>программ на канале &laquo;Россия 1&raquo;, &laquo;Россия 24&raquo; на предмет&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>использования этнической информации о кавказцах;</div><div>&nbsp;</div><div>5. проанализировать выделенные новостные программы, с точки&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>зрения выработанной модели анализа.</div><div>&nbsp;</div><div>6. выявить механизмы и модели репрезентации этнического&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>образа кавказца.</div><div>&nbsp;</div><div>Гипотеза, выдвигаемая в данной работе, заключается в&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>предположении, что телевизионные новостные программы используют&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>определенные модели репрезентации для создания стереотипного&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>образа &laquo;кавказца&raquo;.</div><div>&nbsp;</div><div>Эмпирическая база исследования представлена новостными&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>программами телевизионных каналов &laquo;Россия 1&raquo;, &laquo;Россия 24&raquo;.</div><div>&nbsp;</div><div>Проведенное нами исследование позволило сделать выводы о том,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>что средства массовой информации представляют собой мощный механизм,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>позволяющий репрезентировать этничность. В зависимости от того, как это&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>делается, складывается общественное мнение.</div><div>&nbsp;</div><div>В данной работе были изучены такие понятия,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>как &laquo;этничность&raquo;, &laquo;этническая информация&raquo;, проведен экскурс в историю&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>образа кавказца, прослежена трансформация данного образа с течением&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>времени, что позволило выделить этнически окрашенные маркеры, опираясь&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>на которые, проводилось дальнейшее исследование.&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Опираясь на существующий в науке дискурс телевизионных новостей,&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>мы определились со структурой анализа, за единицу которого был взят&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>отдельный новостной сюжет.&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Несмотря на то что информация, представляемая СМИ, делится&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>на положительную, нейтральную и негативную, наибольшее количество&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>сюжетов, в которых фигурируют &laquo;кавказцы&raquo; связано с информацией о&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>криминале и терроризме.&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>Как выяснилось, этнически окрашенная информация представлена&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>довольно интенсивно, в результате чего происходит формирование у&nbsp;</div><div>&nbsp;</div><div>аудитории этнокультурного стереотипа.</div>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ