• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика идентификации автора письменного текста в судебном автороведении

ФИО студента: Хоменко Анна Юрьевна

Руководитель: Романова Татьяна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет информатики, математики и компьютерных наук (Нижний Новгород)

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Работа посвящёна методике идентификации автора письменного текста в судебном автороведении.</p><p>Исследование, описанное в настоящей работе, проведено <strong>на следующем материале:</strong></p><p>- тексты, используемые для заполнения контента интернет-сайта (тематика текстов: спецтехника);</p><p>- короткие публицистические тексты, размещённые в периодическом издании (тематика текстов: экология, нефтяные отходы);</p><p>- электронная корпоративная переписка (тематика текстов: экспертная деятельность);</p><p>- англоязычные тексты (тематика текстов: автотехника, запчасти, денежные средства).</p><p><strong>Цель предпринятого исследования &ndash;</strong> разработать постулаты методики анализа текстового материала для судебного автороведения, интегрирующей интерпретационные и автоматические методы анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд <strong>задач</strong>:</p><p>1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Создание базы данных, подходящей в качестве материала для анализа речевых компетенций различных авторов, причём не только с помощью выбранного алгоритма, но и с помощью любой другой методики, причём независимо от того, текст какого естественного языка анализируется;</p><p>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выработка методики идентификации автора письменного текста, которая совмещала бы в себе как интерпретационную, так и статистическую части;</p><p>3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Апробация методики:</p><p>- отбор параметров для анализа письменного речевого материала различных авторов;</p><p>- автоматическая обработка текстового материала с целью получения объективных стилостатистических данных;</p><p>- анализ текстов с помощью чисто лингвистических методов и методик с целью подготовки материала для интерпретационного и автоматического исследования;</p><p>- интеграция результатов автоматического и интерпретационного исследований с целью получения объективной модели языковой личности авторов различных текстов;</p><p>4.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Оценка полученных результатов с целью определения релевантности каждого из этапов выработанной методики анализа письменного речевого материала;</p><p>5.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определение основных постулатов методики анализа текстового материала для судебного автороведения, интегрирующей интерпретационные и автоматические методы анализа.</p><p>В ходе исследования были применены следующие <strong>методы</strong>: метод интерпретации, метод контекстуального анализа, метод семантико-стилистического анализа, метод коммуникативно-синтаксического анализа, метод стилеметрического анализа, методы математической статистики и теории вероятности.</p><p>В результате исследования были выявлены основные постулаты, методики анализа текстового материала для судебного автороведения, а именно:</p><p>- <strong>рассмотрение всех возможных атрибуционных гипотез;</strong></p><p><strong>- сравнение моделей языковых личностей авторов сравнительных образцов и спорного текста (спорных текстов), выстроенных индивидуально на основе анализа речевых компетенций авторов на разных уровнях языка, на предмет их сходств и различий и формирование вывода</strong> <strong>о тождественности моделей, их сходстве или отсутствии сходств между ними. </strong>Сравнение самих текстов, а не текстовых моделей в рамках судебного автороведения нерелевантно;</p><p>- <strong>использование при построении моделей языковых личностей авторов двух методов анализа: интерпретационного и стилостатистического;</strong></p><p><strong>- формирование вывода о том, какая из атрибуционных гипотез нашла своё подтверждение, на основе результатов двух видов анализа: интерпретационного и машинного.</strong></p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ