• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.)

ФИО студента: Фролова Евгения Валерьевна

Руководитель: Кукулин Илья Владимирович

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Российское общество в последние пять лет характеризуется высоким уровнем политизации искусства и культуры в целом &ndash; это выражается в активном росте протестного движения, а также в увеличении количества произведений искусства, затрагивающих те или иные общественно-государственные проблемы. Во второй половине 2000-х &ndash; начале 2010-х годов озабоченность политической ситуацией в стране проявляется во всевозможных формах: литературные, музыкальные, кинематографические и художественные произведения все чаще затрагивают социально-политические вопросы.</p><p>В данной работе в центре внимания находится современная российская рэп-культура. Гипотезой исследования является предположение о том, что в российском рэпе есть направление, которое продолжает традицию социально-критического искусства (поздне- и постсоветских литературы и рок-музыки) и которое выделяется из российской рэп-культуры особыми средствами выразительности.</p><p>Объектом исследования являются рэп-композиции, созданные в период с 2009 по 2013 годов, поскольку именно в это время в творчестве российских рэп-артистов лирический герой часто выступает как участник социально-политического процесса, глубоко переживающий социально-политические проблемы. Предметом исследования являются социально-политическая рефлексия в современных рэп-композициях на русском языке и средства ее выражения, а также практики саморепрезентации рэп-артистов. Под &laquo;социально-политической рефлексией&raquo; понимается отражение общественно-значимых событий и явлений в интимных переживаниях человека.</p><p>Целью исследования является рассмотрение развития рэпа как средства политической рефлексии в современной российской культуре. Для достижения этой цели, во-первых, было изучено социально-критическое поздне- и постсоветское словесное искусство (литература и рок-музыка). Во-вторых, были рассмотрены основные этапы развития рэпа за рубежом и в России. Также в работе были выделены особенности российской рэп-музыки и ее функции в современной российской культуре.</p><p>В исследовании был проведен литературоведческий анализ текстов рэп-композиций.&nbsp; Были изучены, во-первых, общие топосы и мотивы в творчестве современных российских артистов, во-вторых, способы построения образа повествователя в текстах композиций, в-третьих, варианты позиционирования исполнителей в обществе.</p><p>Данная работа демонстрирует, что рэп-культура в современной России является способом участия в социально-политической ситуации, а сама форма рэп-музыки иногда используется в политических и информационных проектах. Также в исследовании показано, как социально-политическая рефлексия, проникая в рэп-музыку, трансформирует российскую рэп-культуру.</p><p>Данная работа раскрывает особенности современной российской культуры в целом и российской рэп-культуры в частности. Исследование показывает развитие одного из наиболее популярных и значимых для современной культуры музыкальных жанров и демонстрирует функционирование российской рэп-культуры как формы участия в современной социально-политической ситуации в стране.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ