• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Неошаманизм как культурная практика и средство формирования постэтнической идентичности"

ФИО студента: Иванова Мария Николаевна

Руководитель: Васильева Виктория Олеговна

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-top: 0.35cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%"><font size="4">Шаманизм можно считать целой эпохой в истории ранних религиозных воззрений. Он оказал значительное влияние на поздние религии классовых обществ и продолжал сохраняться у многих народов в пережиточном виде в рамках &laquo;мировых&raquo; религий, нередко полностью приобретая черты христианского, буддистского или мусульманского культа. В качестве примера можно привести книгу В.Н. Басилова &laquo;Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана&raquo;</font><font size="4">, где автор показывает влияние ислама на шаманизм или Г.В. Ксенофонтова &laquo;Хрестес, шаманизм и христианство: (Факты и выводы)&raquo;</font><font size="4">. Поэтому исследование шаманизма важно для понимания истории религии в целом. </font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-top: 0.35cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%"><font size="4">Представления о шаманизме в разные периоды сильно отличались, некоторые исследователи рассматривали его как примитивное явление, однако позднее его феномены стали рассматриваться в другом ключе. Более подробно подходы к интерпретации шаманизма различными исследователями мы рассмотрим позже.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-top: 0.35cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%"><font size="4">Шаманизм - далеко не локализованное явление, хотя некоторые исследователи рассматривают его только у какого-либо отдельного народа (Ф.Трощанский &laquo;Эволюция черной веры (шаманства) у якутов&raquo;).</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-top: 0.35cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%"><font size="4">Необходимо отметить тот факт, что в последнее время интерес к шаманизму обусловлен не столько причинами научного характера, сколько практической привлекательностью шаманских техник. На впервые проведенной в нашей стране конференции, посвященной проблемам шаманизма (шаманства) с 15 по 21 августа 1992 г. в Якутске (восьмая по счету международная встреча исследователей шаманства) А.И. Гоголев и А.И. Решетникова в докладе &laquo;Феномен шаманизма в истории религии&raquo; указали на обострение общественного интереса к шаманству в конце ХХ столетия, объяснив это возросшим вниманием к народной медицине и к человеку: шаман приблизил себя к тайнам человеческого организма и должен был стать объектом всестороннего рассмотрения. Хотя накопление сведений о шаманстве началось свыше 200 лет назад, еще нет ясного понимания этой формы религии. Исследователи считают, что до сих пор недостаточно осмыслено мировоззрение, составившее идеологическую основу шаманизма, насущной задачей является анализ современных форм шаманских традиций в практике народных лекарей и целителей (Этнографическое обозрение №5, 1993).</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-top: 0.35cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%"><font size="4">Шаманские техники с их практической стороны стали необычайно популярны в последнее время. Примером обретения популярности шаманизма могут служить такие книги и статьи, как например &laquo;Основные техники достижения шаманского транса&raquo;</font><font size="4">&nbsp;или &laquo;Тренинг шаманских техник&raquo;</font><font size="4">&nbsp;и так далее. Это стало некой &laquo;диковинкой&raquo;, которая переросла из явления, доступного отдельному кругу лиц, в действие, которым могут овладеть люди разных возрастов. Так же произошло и с йогой (ранее ей занимались в различных школах буддизма), и с дыхательными практиками, которые были известны только даосам (цигун).</font></p><p>&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ