• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Механизмы формирования образа советской власти на радио 1920-х гг. (на примере выпусков радиогазеты).

ФИО студента: Шалаева Валерия Евгеньевна

Руководитель: Васильева Виктория Олеговна

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>В выпускной квалификационной работе представлен анализ механизма формирования образа советской власти средствами радио 1920-х гг. на основе историко-теоретического материала, а также архивных источников. Задачи исследования: определение теоретико-методологических основ работы; выделение этапов и уровней развития радио в исследуемый период; проведение качественного и количественного анализа расшифровки текстов радиогазет РОСТА в 1920-е гг.</p><p>Теоретической базой исследования стали работы крупных зарубежных и отечественных исследователей медиакульутры. В выпускной квалификационной работе использованы труды П.С. Гуревича, В.Н.&nbsp;Ружникова, А.А.&nbsp;Шереля, Ю.Мурашова, Ж. Бодрийяра, Г. Дебора, Теун ван Дейка и других.</p><p>Основные методы исследования &ndash; исторический, структурно-функциональный, нарративный методы, а так же метод контент-анализа, дискурсивного анализа и критической лингвистики. Эмпирической базой послужили расшифровки радиотекстов &laquo;Радиогазеты РОСТА&raquo;1920-х гг., хранящиеся в Государственном архиве РФ.</p><p>На основе выбранных методов научного исследования были сделаны выводы:</p><p>1. В своем развитии радиогазета прошла два основных этапа. Первый &ndash;становление радио как технического средства передачи информации (1918 &ndash;1922 гг.) Второй этап &ndash; развитие радиогазеты (1922&ndash;1925 гг.).</p><p>2. Структурно-функциональный метод анализа макроуровня радиогазеты показал, что поток информации был направлен на все социальные и возрастные категории населения страны. Особенность радиогазеты заключалась в озвучивании печатного текста, направленного на широкую аудиторию. В этом смысле радиогазета стала разновидностью масс-медиа, выполняя функцию массовой коммуникации в 1920-е гг.</p><p>3. Текст радиогазет можно отнести к медиатексту, распространяемому аудиальным способом. Каналом распространения являлось непосредственно радиотехническое передающее устройство. Радиотексты имели следующие уровни презентации &ndash; отражение (новостные рубрики), реконструкция и миф (музыкальные и стихотворные рубрики).</p><p>На основе контент-анализа выделены задачи медиатекста радиогазет РОСТА 1920-х гг.: широкое распространение информации, формирование политической грамотности аудитории, быстрая и оперативная передача информации. В практике функционирования радиогазет проявились такие свойства радиовещания, как максимальная оперативность, устная форма контакта с аудиторией, одновременное воздействие на всю аудиторию.</p><p>Дискурсивный анализ дал возможность выделить структурные элементы радиогазеты - рубрики (новостные, спортивные, музыкальные, научно-технические). Анализ текстов показал, что развитие радиоинформации за вторую половину 1920-х гг. претерпело изменение в сторону увеличения новостных программ и рубрик.</p><p>Метод критической лингвистики позволил выделить содержащиеся в текстах мифологемы о власти (образ власти&ndash;заботы, власти&ndash;защиты, созидающей и просвещающей власти), о светлом будущем, радости пролетарского труда.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ