• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современное искусство: орнаментализация и эстетизация

ФИО студента: Черновская Мария Алексеевна

Руководитель: Куренной Виталий Анатольевич

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">В работе был предпринят анализ основных тенденций в искусстве с начала XX в. При этом предпринимается попытка не-искусствоведческого анализа современного искусства. На наш взгляд, для понимания последнего необходимо показать взаимосвязи современного искусства и общества. Обнаруживаемые тенденции кажутся противоречащими друг другу, однако в действительности они сложным образом коррелируют между собой. В работе рассматриваются не конкретные произведения искусства, а эстетические теории (начиная с эстетики Гегеля). Критерии выбора исследовательского угла зрения представлены в первой главе. В первую очередь, применяются концепции современных немецких философов Германна Люббе, Одо Маркварда и русского художественного критика Бориса Гройса, а также (с некоторыми ограничениями) Вольфганга Велша, Розалинды Краусс и Майка Физерстоуна.</p><p style="text-align: justify;">В теоретической части мы работали с исследовательскими концепциями, классифицировав их и указав на ограничения некоторых теорий применительно к сфере современного искусства. В первой главе анализируется формирование института искусства и категории художественного как части проекта модерна, а также уточняется значение термина &ldquo;современное искусство&rdquo;, используемого в работе. Под данным термином мы понимаем искусство начиная с эпохи авангарда и до настоящего момента, куда включается как модернистское, так и постмодернистское искусство.</p><p style="text-align: justify;">Основным критерием классификации во второй и третьей главах послужило разделение трансформаций на те, что произошли в структуре художественных произведений и в интенциях художников (то есть трансформаций внутри сферы искусства) и на те, которые касаются искусства как социального института (основные каналы потребления искусства), а также особенностей зрительского восприятия.</p><p style="text-align: justify;">В первом случае мы выделили три тенденции. Первые две - это выход искусства за пределы эстетического в сферу декоративного, а также в сферу мышления. Их можно объединить понятием &ldquo;распад формы и содержания&rdquo; в современном искусстве. Третьей тенденцией выступило стремление художника к уникальности своей личности и своих художественных творений. Попытка художника &ldquo;начать искусство с нуля&rdquo; и создать себя заново тесно связана с практикой повторения в авангардном искусстве, как это показала Розалинда Краусс. Феномен подлинного вытекает из понятия копии.</p><p style="text-align: justify;">В третьей главе мы также зафиксировали три главных направления изменений. Первое &ndash; последовательное обособление искусства как социального института (при том, что сами художники пытаются снять границу между искусством и жизнью в своей художественной практике и своих произведениях). Два другие аспекта связаны с новыми желаниями зрителя &ndash; он ищет в искусстве интеллектуальную составляющую (что связано с популяризацией интеллектуального образа жизни в современной культуре, как показал Физерстоун), а также подлинное (а не прекрасное, как это было в классическом искусстве).</p><p style="text-align: justify;">В приложении проанализированы кейсы, которые показывают применимость основных положений работы к двум явлениям современного российского искусства. Стоит оговорить, что описанные в работе тенденции проявляются, в первую очередь, в условиях западного развитого общества и зачастую не могут быть полностью перенесены в российский контекст.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ