• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Моргачева Дарья Михайловна
Генезис культурной политики в Германии XIX - нач. XX вв.
Отделение культурологии
Культурология
(Бакалавриат)
2014
Работа посвящена проблеме зарождения культурной политики в Германии. Основное внимание уделено вопросам, каким образом происходила экспансия государственной власти на сферу культуры, как это выражалось на уровне организации управления и какими идеями и дискуссиями сопровождалось в Германии. В качестве объекта изучения выступает история создания учреждений государственного управления, которая исследуется на предмет зарождения и развития идей культурной политики. В центре рассмотрения оказывается Пруссия как самостоятельное государство в период с 1800 по 1871, а затем Германская империя (и Пруссия как её часть) - с 1871 по 1918. Зачатки культурной политики в Германии появляются в период, когда на её территории существовало много независимых государств, каждое из которых постепенно начинает переходить от феодальных отношений к форме национального государства. Одним из наиболее развитых германских государств была Пруссия, которая и внедряла многие новшества в сфере управления культурой. После объединения Германии в 1871 году, Пруссия начинает играть ведущую роль в определении культурной политики на имперском уровне, создавая основу для дебатов о Kulturpolitik в Веймарской республике. Пруссия и Германская империя являются основными объектами рассмотрения в данной работе. В фокус попадает Прусское министерство культов, вокруг которого на протяжении более чем ста лет (1817-1933) велись дискуссии о необходимости и способах управления культурой. В Германии государство начинает активно участвовать в культурной жизни народа в начале XIX века. До этого (в XVIII в.) единичные инициативы в сфере культуры (например, частные собрания искусств, доступ к которым иногда открывался для широкой публики) принадлежали аристократии и носили случайный характер. Однако именно в этих кругах возникает идея о том, что культурой нужно управлять. Для этой цели в Пруссии сначала создаются соответствующие отделы в Министерстве внутренних дел (секция культов и государственного образования), которые через несколько лет выделяются в отдельное учреждение – Министерство культов. Основными направлениями этого первоначального импульса являются науки и искусства (в рамках стремления к идеалу Kulturstaat), их популяризация для населения, а также искоренение неравенства в отношении доступности культурных благ. Государство делало ставку на «воспитание» населения и развитие академической среды – и эта первоначальная ориентация стала характерной чертой культурной политики Германии XX в. (как внутренней, так и внешней). В рамках данного исследования были проанализированы лишь некоторые направления деятельности государства в сфере культуры (хотя и задающие общую тенденцию), участвующие в процессе формирования культурной политики, и описаны общие закономерности развития учреждений и направлений в данной сфере в Германии.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР