• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Терехина Юлия Андреевна
(De)sign: реабилитация материальности в эпоху экономики знаков
Отделение культурологии
Культурология
(Бакалавриат)
2014
Предпосылки формирования проблемы данного исследования напрямую связаны с расширением границ привычного предметного мира и проникновением эстетического опыта в сферу повседневного, что не могло не привлечь внимания исследователей из разных научных сфер, поставивших в центр своих исследований эстетизацию повседневной сферы и предложивших свои методы анализа ее проявлений.Одним из ярких выражений такой эстетизации становится стремительный рост сферы дизайна и все больше распространение объектов дизайна. Следует оговориться, что в рамках данной работы мы понимаем дизайн как феномен, в рамках которого планирование внешнего облика объекта и его материальное воплощение происходит одновременно с процессом формирования представления о функциональном назначении данного объекта. Феномену дизайна мы противопоставляем феномен декорирования, в рамках происходит оформление уже созданной и функционирующей особенным образом вещи.Несмотря на рост дизайнерских практик, сам дизайн как феномен остается на периферии гуманитарных исследований, кроме того, при его анализе используются все те же подходы, что использовали и полвека назад, в то время как сам дизайн не стоит на месте. Задача нашего исследования – критически рассмотреть существующие подходы к анализу дизайна, и, выявив в них некоторые лакуны, предложить иное направление исследований, фокус которого будет сосредоточен на коммуникативном потенциале дизайна с учетом его специфических особенностей. В частности, мы рассматриваем следующие подходы: подход в рамках традиционной эстетики, который подразумевает сравнение феномена дизайна с феноменом искусства, ретроспективный подход, подход левых теоретиков, семиотический подход, подход в рамках визуальной культуры как дисциплины и антропологический подход. Наш же подход, который, как нам кажется, способен в большей мере приблизить нас к пониманию специфики дизайна как важного феномена в рамках современного общества, предполагает сочетание взглядов Джеффри Александера, касающихся иконического сознания и роли материальности в нашем включении в культуру и социум, представителей антропологического подхода, в частности, Альфреда Гелла и Даниэла Миллера, и идею Деяна Суджича относительно языка дизайна.Что такое дизайн? Как мы можем определить свой опыт взаимодействия с продуктами дизайна? С помощью каких подходов и теорий мы можем исследовать феномен дизайна, проясняя его специфику, отделяющую его от других сфер повседневной жизни, и рефлексируя над его ролью в жизни современного общества? Предложить ответы на эти вопросы и обозначить дальнейшее направление движения исследований феномена дизайна – основная цель нашей работы.Актуальность же данного исследования подтверждается малым количеством работ, посвященных специфике дизайна и методологическим проблемам его исследования в западном научном пространстве, однако, что еще более важно, данная тема не поднимается в русскоязычной научной сфере. На данный момент практически не существует исследований, предметом которых является специфика производства и трансляции смыслов дизайном, а также предпосылки и следствия развития сферы дизайна с социокультурной точки зрения. Более того, на русский язык не переводятся ключевые работы, затрагивающие проблемы рамок эстетического, социальной материальности и феномена дизайна как ключевого явления современности. Таким образом, еще одной целью данной работы было не просто транслировать идеи, так или иначе касающиеся феномена дизайна в современном обществе, но и создать проблемное поле, положив, тем самым, начало дискуссии о роли дизайна как социокультурного феномена и вопросу о способах нашего взаимодействия с предметами дизайна в русскоязычном исследовательском сообществе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР