• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитические исследования мифов в фильмах Пьера Паоло Пазолини

ФИО студента: Дышлюк Мария Николаевна

Руководитель: Кукулин Илья Владимирович

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Аннотация</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Данная работа имеет своей целью выявить общие&nbsp; приёмы интерпретации мифов, свойственные психоаналитической школе и итальянскому режиссёру Пьеру Паоло Пазолини, испытавшему её сильное влияние. Пазолини, помимо кинематографа, профессионально занимался литературой,&nbsp; эти два его увлечения роднит общее стремление к поиску нового способа высказываться. Литературные изыскания привели его к мысли о поиске нового смысла в старом, архаичном начале &ndash; народных диалектах, которые он стремился легитимировать в сознании итальянцев. Затем та же операция была проделана им с кино &ndash; обращение к мифологическим сюжетам является способом нового разговора о современных проблемах. Актуализируя один миф, Пазолини в своих фильмах создаёт новый, эстетизированный и обросший новыми коннотациями.</p><p>Так как сам термин &laquo;мифология&raquo; претерпел множество изменений на протяжении ХХ века, подходы к его изучению также эволюционировали.&nbsp; Мною были проанализированы подходы к исследованию мифа, являвшиеся самыми распространенными в ХХ веке &ndash; психоанализ и марксизм. Второе течение также оказало влияние на творчество Пазолини, однако скорее на сюжетном уровне, а не эстетическом, тогда как моей задачей было выявить именно визуальные аспекты интерпретации.</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Для анализа мною были выбраны несколько фильмов зрелого периода творчества Пазолини, сюжеты которых отсылают к мифологической тематике &ndash; &laquo;Царь Эдип&raquo; 1967 года, &laquo;Теорема&raquo; 1968 года и &laquo;Медея&raquo; 1969 года. Однако для более глубоко исследования я задействовала в своей работе и другие его работы, а также фильмы других режиссёров, тематически близкие перечисленным. На примере этих фильмов я показала, как взаимодействуют между собой психоанализ и марксизм в творчестве Пазолини, а также выявила некоторые аудио и визуальные средства, с помощью которых на экране создаётся мифологический контекст. Среди них: прямая визуализация метафорического смысла, действие в алогичном, ирреальном пространстве, нарушенная коммуникация героев &ndash; чаще всего, молчание, и соединение стилистически несочетаемых планов изображения и звука. Перенося акцент с мифа как такового на способы его восприятия, Пазолини с позиции отстранённого исследователя развивает традицию психоаналитической интерпретации сообщения.</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p><p>&nbsp;</p><p>&nbsp;</p><p>&nbsp;</p><p>&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ