• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репрезентация деформированного тела после Первой мировой войны в живописи и кино немецкого экспрессионизма

ФИО студента: Смолякова Данелия Сергеевна

Руководитель: Левченко Ян Сергеевич

Кампус/факультет: Отделение культурологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<div><span class="im" style="color: rgb(80, 0, 80); font-family: arial, sans-serif; font-size: 16px;">В настоящей работе рассматривается кинематограф и живопись авторов, переживших опыт Первой мировой войны и работающих первые послевоенные годы в Веймарской республике, в качестве медиумов, способных транслировать травматический опыт. Для этого мы отталкиваемся от тезиса &nbsp;Вальтера Беньямина &nbsp;о том, современное ему общество утратило способность ценить свой опыт. Беньямин утверждает, что это произошло в следствие технического прогресса, потому что техника стала заменила людям память и необходимость ее артикулировать. &nbsp;Мы же исходили из позиции, что визуальные медиа такие как живопись и кинематограф наоборот могу транслировать и визуально артикулировать такой опыт, который по тем или иным причинам затруднительно выразить вербально. Для этого в первой главе мы попытались провести исторические отсылки в истории живописи и кино, демонстрирующие, что эти медиума обращаются к иным способностям человеческого сознания. А именно, что образы тесно связаны с человеческим воображением и его бессознательным. &nbsp;</span></div><div>&nbsp;</div><div style="font-family: arial, sans-serif; font-size: 16px;">Особенность послевоенной ситуации на наш взгляд состоит в том, что немецкое общество находилось в состоянии переживания травматического опыта. Как показывают исследования в области психоанализа, который свою очередь развивался и начинал оформляться в ту же эпоху, травматический опыт можно описать состоянием аффекта. Чтобы пояснить это состояние на уровне индивида, мы обратились к работам Ю.Кристевой, где исследователь разъясняет причины появления аффекта (процесс утраты элемента, конституирующего индивида или приобретение опыта &quot;отвратительного&quot;, нарушающий прежние границы субъекта), которые провоцируют кризис систем означивания. Чтобы прояснить состояние аффекта на коллективном уровне мы обратились к Д.Ла Капра и Ф.Р.Анкерсмиту, которые помогли нам описывать ситуацию в следующих понятиях. События Первой мировой войны и смены политического и экономического строя безвозвратно меняют понятие идентичности у человека, живущего в Германии, прежняя идентичность не восстанавливаема. Такого рода изменения Анкерсмит называет Травмой-2, которые происходят посредством нарушения старого порядка вещей. Чтобы принять новую идентичность и &quot;возвышенный&quot;/травматический опыт ее утраты ее необходимо так или иначе артикулировать. Поэтому мы рассматриваем живопись и кинематограф первых послевоенных лет как продукцию процесса acting-out отыгрывания. А критическую литературу такого рода как работы Лотты Айснер и Зикфрида Кракауэра как результат процесса working throught прорабатывания и рефлексии относительно травматического опыта. Однако как следует изучать процесс отыгрывания травмы в послевоенных кинематографе и живописи? Чтобы попытаться сделать анализ репрезентации этого процесса отыгрывания мы обратились к некоторым тезисам работы М.Ямпольского. Особенно важен выдвигаемый тезис Делеза и Гваттари о кризисе &quot;машин означивания&quot; &ndash; во многом пересекающийся с описываемым Кристевой кризисом означивания &ndash; в результате которого образуются &quot;диаграммы&quot; , представляющие собой определенные деформации, которые могут выражаться телесно. В настоящей работе проведена попытка выделения и анализа типов такого рода телесных деформаций на примерах живописи и кино Веймарской республики. В дальнейшем на наш взгляд эту классификацию можно дополнить и расширить как за счет типов репрезентации, так и за счет &nbsp;объекта исследования.&nbsp;</div>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ