• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальный образ потребителя в рекламе: кросс-культурный анализ

ФИО студента: Дмитриева Анастасия Игоревна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Менеджмент в СМИ (Магистратура)

Год защиты: 2015

Целью исследования является выявить культурные особенности визуального образа потребителя в телевизионной рекламе Великобритании и России.Для достижения цели поставлены следующие задачи: систематизировать теоретические концепции относительно телевизионной рекламы и культуры, провести анкетный опрос жителей Великобритании и России с целью выявить их представление типичного британца или русского, провести контент- анализ телевизионной рекламы Великобритании и России, сравнить полученные данные, выявить отличительные культурные признаки, характерные для жителей двух стран. В нашем исследовании при помощи теоретических положений МакАртура и Реско, Алстранд, Фернема и Воли, мы впервые рассмотрели потребителя с точки зрения культурных стереотипов его визуального образа. Анкетирование помогло составить и учесть типичные характеристики жителей двух стран- Великобритании и России. Интересным замечанием при опросе послужил тот факт, что респонденты могли указать любой пол потребителя. Однако, 95% россиян и 89% британцев составили портрет мужского потребителя. Контент- анализ телевизионной рекламы Великобритании и России и сравнение с данными анкетирования выявили культурные особенности визуального образа потребителя в телевизионной рекламе двух стран, что и являлось главной задачей исследования. Определенный визуальный образ потребителя в различных рекламных роликах как правило соотносится с культурными стереотипами- за исключением российского рынка, тем самым гипотеза исследования оказалась верна. В основе стереотипного представления жителя Великобритании и России по мнению самих представителей целевых культур лежат следующие отличительные характеристики: для британцев - женщины более активные потребители, чем мужчины; около 40% главных героев показаны с рыжим цветом волос; женщины более склонны покупать товары для дела, дома и еду, а мужчины - авто, технику, банковские услуги. Визуальный образ главного героя телевизионного ролика в Великобритании представлен как стройный, выше среднего роста с вытянутыми чертами лица, что соответствует статистике и полученным результатам анкетирования. В России же главный герой с вероятностью 66% будет мужчина, что лишь еще раз доказывает, что в России патриархальная форма социальной организации. Однако несмотря на то, что по результатам проведенного анкетирования внешность россиянина подразумевает крупные мясистые лица и средний рост с плотным телосложением, в ТВ роликах преобладают актеры с тонкими чертами лица, ростом выше среднего и с худощаво-средним телосложением. Это свидетельствует о направленности жителей России к европейским ценностям, их желанию обладать теми товарами и качествами, которые приблизят их к европейскому стилю жизни. В качестве альтернативной теории, объясняющей несоблюдение на российском телевидении правила о соотношении визуального образа потребителя с культурными стереотипами выступает в том числе феномен почитания культуры «живущих над облаками», возникшим впервые в Центральной Америке у инков и сохранившийся в наше время как у индейских народов, так и у жителей по всему миру. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших работ, посвященных культурным стереотипам визуального образа потребителя в странах по всему миру, при разработке учебных курсов по маркетингу и для корректировки рекламных стратегий агентств.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ