• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маркетинговые перспективы национального кулинарного шоу на российском телевидении

ФИО студента: Коньков Александр Сергеевич

Руководитель: Давыдов Сергей Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Медиапроизводство в креативных индустриях (Магистратура)

Год защиты: 2015

Актуальность исследования. Несмотря на огромное количество публикаций посвященных телевизионным форматам, тема кулинарных шоу в контексте маркетинговых перспектив на российском рынке практически не затрагивается исследователями. Научная разработанность проблемы. Исследование включает в себя различные направления, такие как медиаисследование, медиапланирование, менеджмент СМИ, социология питания, культурологические и социальные аспекты в изучении поведения аудитории. Объектом исследования выступают различные программы, посвященные кулинарии (кулинарные шоу) на ТВ рынке Предметом исследования формат национального кулинарного шоу, определение его потенциала на российском телевидении. Цель работы — на основе сравнительного анализа российских и зарубежных форматов кулинарных шоу выявить маркетинговый потенциал формата национального кулинарного шоу для российского рынка; выработать рекомендации по его созданию. Задачи: 1. Выработать методы и критерии анализа рынков кулинарных программ, определить теоретическую рамку исследования. 2. Проанализировать форматы кулинарных шоу на российском экране. 3. Проанализировать форматы ключевых зарубежных кулинарных шоу. 4. Определить факторы успешности национальных КШ в России и за рубежом. 5. Проанализировать характеристики основных ТВ-площадок для размещения КШ. 6. Выявить ожидания от КШ со стороны аудитории. 7. Выработать рекомендации по разработке и размещению формата национальных кулинарных шоу. Гипотеза работы заключается в следующем: на российском телевизионном рынке существует свободная ниша для формата национального кулинарного шоу, имеющего серьезные коммерческие перспективы. Теоретической базой исследования выступили работы социологов, историков и экономистов, аналитические статьи специалистов, касающиеся разных сторон данной межотраслевой темы. Эмпирической базой выступили: видеозаписи телепередач разбираемого формата, тексты и видео интервью с экспертами, а также материалы социальных сетей и официального портала телеканала «Домашний», отчеты и материалы маркетинговых исследований аудитории телеканалов «СТС» и «Домашний», проведенных компанией Market Sence, статистические данные Росстата, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, агентств ZenithOptimedia и Media First, исследовательской компании TNS, крупнейшего медиарекламного агенства Vi (Видео Интернешенал). В ходе работы были применены следующие методы исследования: сравнительный анализ видеоматериалов, анализ статистических данных, историко-ретроспективный метод, глубинные интервью с экспертами, компаративный анализ рынков. Основные выводы исследования: 1. Кулинарные шоу меняются вместе с изменением отношения к потреблению и приготовлению в обществе, кроме того сами формируют поведенческие патерны у аудитории. 2. Приготовление пищи перестало быть исключительно рутинным занятием домохозяйки, оно превратилось в страсть многих людей, вне зависимости от пола и типа мировоззрения. 3. При создании формата нужно работать над брендом, контентом и сущностью (духом) передачи. 4. Кулинарное шоу востребована на отечественном ТВ 5. Следует учитывать особенности российского рынка, спешное кулинарное шоу возможно только на федеральном канале. 6. Репрезентация национальной культуры на телевидении интересна как аудитории, так и телеканалам. Тема соответствует и мировым тренда в индустрии и внутриполитической ситуации в стране. 7. Все телевизионные шоу подчиняются универсальным законом телевидения. Были выработаны рекомендации по созданию формата национального кулинарного телешоу, а в практической они были реализованны в экспериментальном формате «Лаборатория русского вкуса» с трансмедийным приложением интернет-проект «Большое исследование Русского вкуса». Мы считаем, что в работе была выполнена поставленная цель. Был определен маркетинговый потенциал национального кулинарного шоу на российском рынке. В целом структура работы соответствовала поставленным задачам.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ