• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тема благотворительности в передачах ведущих российских телеканалов и русскоязычных социальных медиа

ФИО студента: Саморукова Дарья Андреевна

Руководитель: Давыдов Сергей Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Менеджмент в СМИ (Магистратура)

Год защиты: 2015

В представленном исследовании автор делает попытку проанализировать особенности изображения благотворительности в современных российских телевизионных и социальных медиа. Автор считает эту тему актуальной в силу исключительной важности телевидения как канала информирования потенциальных благотворителей о возможности помогать другим людям при крайне слабой изученности этой проблематики. Особый интерес вызывают у автора новые для России фандрайзинговые технологии, которые также могут быть широко использованы при демонстрации благотворительности на телеэкране. Говоря о степени исследованности данных вопросов в трудах своих научный предшественников, автор называет теоретические работы о благотворительности в России, работы об аксиометрических характеристиках современного телевидения, работы о методологии анализа социальных медиа; между тем, работ, непосредственно посвященных данной тематике, не приводится. Целью работы ее создатель называет выявление ключевых особенностей конструирования дискурса благотворительности в передачах российских телеканалов и русскоязычных социальных медиа. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: 1. Охарактеризовать основные черты исторического развития благотворительности в России и мире. 2. Проанализировать положение и состояние данного феномена в современной России, подходы к его освещению. 3. Рассмотреть основные аспекты благотворительности как тематики для контента средств массовой информации. 4. Изучить историю передач о благотворительности на российском телевидении. 5. Выявить основные черты благотворительных акций «Русфонда» на Первом канале. 6. Рассмотреть отображение дискурса благотворительности в контенте социальных медиа. Также формулируется следующая рабочая гипотеза исследования: дискурс благотворительности в российских профессиональных и социальных медиа носит комплексный, стихийно сформировавшийся характер. В случае проработки дискурса эффективность благотворительных мероприятий, как медийных, так и немедийных, может быть существенно повышена. Объектом исследования выступает феномен благотворительности, предметом — его конструирование в телевизионных передачах и социальных медиа. В ходе исследования автор задействует различные методы социально-гуманитарного познания: наблюдение, контент-анализ ,дискурс-анализ, исторический метод, глубинные интервью. Структура работы предполагает исследование феномена благотворительности в России и мире, исследование современного состояния благотворительности на российском телевидении, исследование благотворительности в социальных сетях, наконец — изучение мнения российских граждан о благотворительности методом глубинных интервью. Исследования демонстрируют специфический портрет российского благотворителя на современном этапе: это женщина 35-44 лет с высшим образованием и доходом свыше 15 000 рублей в месяц, прожтвающая в крупном городе. Наиболее популярная форма благотворительности сейчас — это участие в сбор денежных средств, наиболее редкая — участие в волонтерских проектах. Главными бенефициариями благотворительности являются больные дети, опережающие в этом плане взрослых инвалидов, лиц пожилого возраста и жертв чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Гораздо реже помогают животным и больным ВИЧ-СПИДом. В России сформировалась богатая традиция исследования благотворительности в рамках функционального и институционального подходов. Как нам кажется, все продукты масс-медиа, затрагивающие тему благотворительности, можно разделить на две большие группы: «побуждающие» и собственно благотворительные, краудфандинговые. Среди первых уместно выделить информирующие сообщения, собственно побуждающие, призывающие сообщения, публикации собственных СМИ благотворительных организаций. Краудфандинговые (фандрайзинговые) проекты можно разделить на постоянные, периодические и спорадические. Благотворительность на постсоветском телевидении стала демонстрироваться уже в середине 1990-х годов. В 1990-2000-х годах жанной теме уделяли внимания программы «Жди меня», «Пока все дома», проекты журналистов Светланы Сорокиной, Дмитрия Крылова и т. д. Параллельно развивалась и сильная, самобытная традиция благотворительных проектов региональных СМИ. Можно назвать и примеры «сдувшихся», неудачных благотворительных проектов, хотя абсолютное большинство таковых было успешными и находило отклик в сердцах россиян. Наиболее репрезентативно спектр благотворительного контента российских телевизионных СМИ можно воспроизвести по материалам премии «В союзе слова и добра», вручаемой Академией российского телевидения. Здесь преобладают проекты, связанные с помощью больным детям и детям, оставшимся без попечения родителей. В последний год наметилась тенденция к сокращению количества проектов, участвующих в премии, вместе с тем — увеличилось представительство федеральных СМИ, как среди финалистов, так и среди победителей. Особым примером успешных фандрайзинговых акций являются совместные благотворительные телемарафоны «Русфонда» и Первого канала. Канал демонстрирует в завершении новостных выпусков ролики, рассказывающие о проблемах конкретного человека, а телезрителям предоставляется возможность помочь ему, отправив специальную СМС на короткий номер. Сюжеты сделаны с большим профессионализмом, умело влияют на настроение телезрителя, что позволяет проекту быть, вероятно, самым результативным среди всех подобных работ отечественных СМИ. Анализ дискурса благотворительности в социальных сетях позволил выявить наиболее популярные субъекты и объекты помощи, формы ее оказания и сообщения об этом. Исследования корреляции ряда ранжированных признаков привело к формулированию двух наиболее распространенных типов сообщений. Рассмотрение стратегий поведения россиян по отношению к благотворительностью на примере глубинных интервью, позволяет судить о том, что ключевым фактором здесь служить возраст респондента.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ