• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Классика русского искусства": понятия и дискурсы российского искусствознания конца XX – начала XXI вв.

ФИО студента: Любимова Ксения Александровна

Руководитель: Вишленкова Елена Анатольевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Настоящая работа имеет целью рассмотреть складывание и функционирование ключевых понятий российского искусствоведения – языка описания русского искусства, и, таким образом, относится к сфере истории науки. Возросшее в последнее время осознание значимости языка и опыт его изучения в таких областях, как социология, антропология, география, убедил историков науки в том, что язык способен сформатировать сознание не только говорящего, но и слушателей, а в эпоху интереса к национальному сознанию дискурс может быть рассмотрен в том числе и как заинтересованный медиатор конструирования национальной идентичности. Исходя из этого предположения, в работе делается попытка проследить наличие своеобразных соглашений между специалистами, зрителями и художниками по контекстам употребления трех ключевых понятий: «русский художник», «русское искусство» и «шедевры русского искусства», используя методы исторической семантики и дискурс-анализа. В задачи работы входит сформировать комплекс источников, позволяющий деконструировать национальный дискурс в искусствоведения, проследить историю формирования понятий и терминов «критики искусства» в России XIX-XX веков, а также раскрыть прагматику определения «русский» в современных искусствоведческих текстах. В качестве исторических источников выступают искусствоведческие тексты трех видов: научно-популярная литература, музейные каталоги наиболее масштабных выставок, посвященных русскому искусству, а также исследовательская литература, отобранные по принципу наибольшей репрезентативности на тему канона и классики русского искусства и принадлежащие исследуемому периоду конца XX- начала XXI в. Работа с языком российского искусствоведения позволяет обнаружить существование социальных конвенций, с которыми можно работать историку. История их заключения, пересмотра и расшатывания является частью истории развития национального сознания в России.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ