• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Травелоги В. П. Аксенова 1970-х гг.: поэтика и литературный контекст

ФИО студента: Брылева Катерина Вячеславовна

Руководитель: Немзер Андрей Семенович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2015

Настоящая работа посвящена анализу травелогов В.П. Аксенова 1970-х годов – а именно, произведениям "Круглые сутки нон-стоп" и "Поиски жанра", которые рассматриваются в контексте более ранних травелогов писателя. Автор работы выделяет две линии, по которым происходило развитие травелогов у Аксенова: во-первых, это линия так называемых "документальных" травелогов, которые Аксенов начинает писать в начале 60-х годов по мотивам своих поездок. Эта линия завершается (на данном этапе) "Круглыми сутками нон-стоп", в тексте которых Аксенов, используя приемы, уже опробованные в 60-х, и усложняя их, выстраивает повествование так, что эти приемы складываются в систему и начинают работать на идею о сходстве и даже единстве России и Америки. Во-вторых, это линия художественных травелогов, идущая от "Затоваренной бочкотары" к "Круглым суткам нон-стоп" и "Поискам жанра". Оба произведения 70-х годов заимствуют из "Затоваренной бочкотары" ее структурные особенности (два типа глав), а также некоторые принципы развития действия. Кроме того, оба текста имеют с "Затоваренной бочкотарой" несколько частных перекличек на уровне стиля и нарратива. Наконец, обособленное сравнение "Круглые сутки нон-стоп" и "Поиски жанра" позволяет предложить интерпретацию финала "Поисков жанра". Эти произведения имеют общие черты, главная из которых – сходство между главными героями, которое лишь сильнее подчеркивает их основополагающее различие: Москвич знает о том, что он вымышленный герой, и поэтому для него нормально видеть "сделанность" мира; для Дурова же осознание окружающего мира как декорации свидетельствует о "несовпадении" с этим миром. Причина этого "несовпадения" – жанр, который, видимо, невозможно полностью обрести в этом мире. Возможно, именно поэтому, добравшись до Долины и максимально приблизившись к жанру, герои почти сразу погибают: они достигают такого уровня, который этому миру уже не под силу вместить, и мир их выталкивает их из себя, чтобы они могли найти истинную Долину.

Текст работы (работа добавлена 22 июня 2015 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ