• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитический подход к феномену самообмана в коучинге

ФИО студента: Курарарь Наталья Владимировна

Руководитель: Федорова Светлана Михайловна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Год защиты: 2015

Феномен самообмана давно является объектом внимания ученых из различных областей науки – философии, психологии, биологии, психиатрии и пр. Представители всех направлений соглашаются с тем, что самообман – явление системное, присущее человеку имманентно и проявляющееся на всех уровнях и во всех жизненных сферах – от личных отношений до рабочих и организационных ситуаций. Возможно, именно в коучинге, который в большей степени чем другие помогающие профессии, направлен на прикладные цели и достижение конкретных результатов, отсутствие внимания к проблематике самообмана может наиболее заметно сказываться на эффективности работы. Результаты теоретического и экспериментального исследования феномена самообмана дают основание утверждать, что важнейшим условием успешной работы в коучинговом формате является более глубокое знакомство специалистов с психоаналитическими теориями защит и сопротивления, а также переноса и контрпереноса. Именно от этих знаний зависит способность коуча распознавать самообман и выбирать правильную тактику для дальнейшей проработки запроса клиента. Огромную значимость имеет также осознанность консультанта в отношении собственного самообмана. Для каждого специалиста в помогающих профессиях ключевым источником самообмана, в первую очередь, служат его собственные бессознательные нарциссические желания. Умение распознавать их, признавать и находить конструктивные пути разрешения можно считать одним из основных показателей профессионализма и необходимым условием обеспечения психологической безопасности клиента. Как и любое сложное явление, феномен самообмана может иметь разные степени, формы и модальности проявления. Зная всю палитру этого психического явления, коуч может находить более тонкие инструменты не только для устранения внутрипсихических конфликтных ситуаций у клиента, но и для поиска внутренних ресурсов, мотивации и творческих решений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ