• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль социально-экономического положения семьи и успеваемости школьника при выборе образовательной траектории после школы

ФИО студента: Сырчикова Ксения Владиславовна

Руководитель: Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Данная работа посвящена исследованию ключевых аспектов выбора образовательной траектории после школы в России. Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить, какой вклад в решение о получении высшего образования вносят социально-экономическое положение семьи и школьная успеваемость, и как данные конструкты связаны с уровнем качества ВУЗов, которые выбирают школьники. Информационная база исследования представлена данными TIMSS – 2011 (международное исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA – 2012 (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), лонгитюдного исследования «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий», проводимого Институтом образования НИУ ВШЭ. Данные исследования предоставляют всю необходимую информацию, которая требуется для анализа социально-экономического положения семьи (материальное благополучие семьи, уровень образования родителей, род деятельности родителей, «домашние ресурсы» семьи) и школьной успеваемости (годовые оценки по алгебре, русскому языку), а также полученные баллы по тестам TIMSS и PISA. В качестве метода анализа данных используется регрессионный анализ и путевой анализ. Регрессионный анализ позволяет оценить силу связи между выбором образовательной траектории и его детерминантами, путевой анализ дает возможность оценить наличие в модели опосредованных связей. Анализ данных реализован в программе MPlus, поскольку данная программа позволяет учитывать иерархическую структуру данных. Результаты исследования демонстрируют, что высокие оценки в школе и высокий уровень социально-экономического положения семьи стимулируют учеников не только поступать в ВУЗы после окончания школы, но и ориентироваться на ВУЗы более высокого уровня качества обучения. Кроме того, характеристики социально-экономического положения семьи влияют на выбор получения высшего образования как напрямую, так и опосредованно, через характеристики школьной успеваемости.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ