• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Авторский миф в культуре декаданса (на примере О. Бердслея)

ФИО студента: Тимонина Александра Витальевна

Руководитель: Волынская Алина Григорьевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Данное исследование посвящено описанию авторского мифа художника в культуре декаданса. XIX век — это уникальный исторический период, когда в Западной культуре индивидуальное авторство сформировалось как институт и стало функционировать как бренд, нуждавшийся в нарративе, который отличал бы его от остальных субъектов художественного или литературного рынка. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить механизмы возникновения авторского мифа в контексте культуры декаданса, и показать какие его элементы являются наиболее важными в конкретном авторском нарративе. Объектом исследования в данной работе выступает авторский миф художника-декадента, а предметом изучения — дискурс и практики, формирующие этот миф. Декаданс большинством исследователей понимается не как течение в литературе и изобразительном искусстве, но как культурная или поведенческая парадигма, в художественном поле реализовавшаяся в эстетизме и символизме. В первой главе мы рассмотрели историю понятия и методы исследования авторского мифа, проанализировав концепции М. Фуко, П. Бурдье, и подходы, использующиеся в теории и истории литературы (О. Вайнштейн), антропологии и междисциплинарных исследованиях (Н. Эник). Вторая глава фокусируется на специфике нарратива о художнике в декадансе. Мы уделяем внимание происхождению авторского мифа художника-декадента и тому, какое влияние он оказал на культуру, отмечая схожие элементы в романтизме и авангардизме. Один из разделов второй главы посвящен анализу авторского мифа представителя британского эстетизма Обри Бердслея. Какие механизмы конструируют образ художника? В чем специфика культуры декаданса и характерных для нее поведенческих моделей авторов и художников? Каковы социальные и экономические причины возникновения эстетизма и декаданса? Задача нашей работы — ответить на эти вопросы и понять, как декадентский миф повлиял на культуру первой половины XX века.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ