• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватель в жизненном мире студента, студент в жизненном мире преподавателя: восприятие конфликтов и поведение в конфликтных ситуациях в современных российских ВУЗах

ФИО студента: Карандеева Ольга Владимировна

Руководитель: Куприянов Алексей Валерьевич

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Данная работа нацелена на изучение восприятия студентами и преподавателями друг друга, и того, как это влияет на их восприятие конфликта и поведение в конфликтных ситуациях в условиях современного российского университета. По результатам 21 полуструктурированного интервью со студентами и преподавателями разных ВУЗов, специальностей, лет обучения/преподавания г. Санкт-Петербург были собраны истории конфликтов, из которых было выявлено, что восприятие сторон за счёт различия опыта и принадлежности к разным статусным группам отличаются. С позиции студентов, причиной конфликта может стать оскорбление со стороны преподавателя, занижение оценки и некачественное преподавание. При этом студенты в силу ряда факторов (страх, предубеждение, незнание правил, хорошая оценка) предпочитают не вступать с преподавателем в открытое противостояние. С позиции преподавателей, конфликт могут повлечь нарушения студентами границ во взаимодействии. Типичными стратегиями поведения преподавателей, в таком случае, являются повторное разъяснение границ или игнорирование проблемы в надежде, что она исчезнет. Учебные же вопросы, как правило, преподавателями не воспринимаются в терминах конфликта, а являются лишь рабочими моментами. Различие в восприятии конфликта сторонами и в их поведении объясняется различием восприятия их отношений в целом: студенты видят своим основным контрагентом преподавателя, тогда как преподаватели видят таковыми своих коллег. В работе предлагаются объяснения этого различия с точки зрения экономической зависимости агентов и продолжительности их взаимодействия. Таким образом, данная работа позволяет пересмотреть отношения студентов и преподавателей в вузе и доказывает эффективность применения феноменологического подхода в подобных исследованиях. Ключевые слова: отношения студентов и преподавателей, восприятие конфликта, поведение в конфликтных ситуациях, высшее образование, феноменологический подход

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ