• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическое мошенничество среди студентов: индивидуальные и контекстуальные факторы

ФИО студента: Шмелева Евгения Дмитриевна

Руководитель: Рощина Яна Михайловна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Во многих современных российских университетах широко распространено академическое мошенничество среди студентов, а именно плагиат и списывание. Проблема, прежде всего, состоит в том, что распространенность данных практик академического мошенничества подрывает доверие к качеству полученного образования и ко всей системе высшего образования. В данном исследовании предпринимается попытка выяснить, что в большей степени детерминирует академическое мошенничество среди студентов: образовательная среда, в которой обучается студент, или же его индивидуальные характеристики (например, вовлеченность в учебную и научно-исследовательскую деятельность, образовательные и карьерные планы). Эмпирической основой исследования стали данные Мониторинга экономики образования, полученные на основе опроса преподавателей, студентов и руководителей высших учебных заведений (2014 г.). Влияние факторов оценивалось с помощью двух бинарных логистических регрессий с результирующими переменными, характеризующими наличие / отсутствие опыта 1) списывания и 2) некорректного заимствования (плагиата). Результат анализа показал, что на рассматриваемые практики академического мошенничества не влияет существование в вузе формальной или неформальной практики проверки студенческих работ на наличие плагиата. Более существенным оказывается демонстрируемое преподавателями учебных заведений нетерпимое отношение к списыванию, выражаемое в предпочтении «строгих» мер наказания за его проявления. Среди факторов, снижающих вероятность академического мошенничества, оказались высокая интенсивность подготовки к занятиям, уверенность в связи будущей профессии с получаемой специальностью, ориентация на качество образования (а не его доступность) при выборе вуза и специальности и некоторые другие.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ