• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессионализация досуга и производство идентичности в контексте субкультурной сцены (на примере мастеров исторической реконструкции)

ФИО студента: Поляков Святослав Игоревич

Руководитель: Омельченко Елена Леонидовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Современный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2015

В фокусе исследования - мастера исторической реконструкции, ремесленники, изготавливающие реплики исторических предметов (оружия, доспехов, бытовых изделий) – «артефакты». Эту социальную группу можно рассматривать как иллюстративный пример ключевых тенденций, характеризующих постсовременное общество: транзиции от общества труда к обществу потребления, размывания полей работы, досуга, образования, плюрализма и фрагментации постсовременных культурных идентичностей и социальностей. Из дебатов вокруг характера и природы постсовременной идентичности родился исследовательский вопрос: Как конструируются и репрезентируется идентичность(и) мастеров исторической реконструкции? Мы сконцентрировали внимание на следующих аспектах: - роль материального потребления (и смыслы приписываемые объектам потребления) в структурировании групповых идентичностей и социальностей в рамках исторической реконструкции; - внутренняя логика производства «артефактов» как культурного процесса - репертуар культурных ресурсов, которые используются мастерами исторической реконструкции для конструирования онтологического нарратива, нарративной идентичности; - коммуникативные и перформативные практики, устанавливающие и «раскрывающие» те или иные аспекты идентичности во взаимодействии внутри «профессионального» круга мастеров, - экономические аспекты деятельности мастеров: взаимодействия с заказчиками, механизмы коммодификации и оценивания «артефактов». Выводы: вовлеченность в ремесленные практики становится движущей силой ферментации ремесленничества как автономной культурной сцены , в рамках которой базовой формой культурного капитала (и центральной осью идентификации) выступает не овеществленная и инкорпорированная «аутентичность», а креативный потенциал мастера. Мастера формируют сообщества для обучения ремесленным компетенциям и демонстрации своих достижений, в которых вырабатываются собственные критерии профессионализма, процедуры социального закрытия, и понимания «аутентичности».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ