• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие инклюзивного образования в московских школах: уровни и результаты социальных изменений (на материалах интервью с экспертами)

ФИО студента: Батурова Екатерина Алексеевна

Руководитель: Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступают различные социальные изменения, происходящие в результате распространения практики инклюзивного образования в нашей стране. В частности, под инклюзивным образованием подразумевается совместное обучения детей-инвалидов вместе с другими детьми в обычных классах общеобразовательных школ. Путем рассмотрения социологических подходов Т.Парсонса, Р.Мертона, П.Бергера и Т.Лукмана анализируется понятие «социальные изменения». Также описываются различные зарубежные и отечественные работы по изучению практик совместного обучения детей с разными образовательными потребностями. Основным методом данного исследования выступил опрос экспертов в области инклюзивного образования путем проведения личного глубинного интервью. В выборку попали нескольких московских инклюзивных школ, МГППУ, а также родители детей с ООП, обучающихся в инклюзивных классах. В работе выделяются следующие уровни социальных изменений: макроуровень (преобразования на уровне системы образования), мезоуровень (трансформации в школах) и микроуровень (изменения, имеющие место в классе). Также представлены проблемы и барьеры, существующие на пути распространения инклюзии, и возможные перспективы развития данного способа обучения в будущем, которые были выделены экспертами. В результате проведенного анализа делается вывод о начальной стадии развития инклюзивного образования в стране. В то же время подчеркивается взаимосвязь трансформаций, происходящих на трех уровнях социальных изменений. Именно координация деятельности участников процесса распространения инклюзивного образования (государственные органы, образовательные учреждения, инициативные группы родителей) позволит инклюзии выйти на более глобальный уровень.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ