• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый вопрос как инструмент институциональной коммуникации: кейс массового опроса

ФИО студента: Богомолова Екатерина Вячеславовна

Руководитель: Оберемко Олег Алексеевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Комплексный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2015

Работа посвящена изучению возможностей открытого вопроса для диагностики сензитивности темы в массовом опросе. Мы полагаем, что в ситуации опроса некоторые вопросы могут быть сензитивными только в рамках определенного контекста или для определенной группы людей. Сензитивность темы повышает риск получения не подлежащих оценке смещений в полученных данных: либо мнение респондента вторит представлениям исследователя, либо респондент отказывается отвечать на вопрос, либо озвучивает социально одобряемый ответ, либо не озвучивает свою позицию подробно. Центральное предположение работы заключается в том, что сензитивность вопроса диагностируется качеством ответов, если вопрос задается в открытой форме: по сравнению с несензитивными вопросами, ответы на сензитивные вопросы, заданные в открытой форме, будут худшего качества, с точки зрения теории импликатуры П. Грайса. В теоретико-методологической части работы рассмотрены теоретические концепции и эмпирические исследования, посвященные особенностям вопросно-ответной коммуникации, а также специфике работы с открытыми и сензитивными вопросами. Для (квази)экспериментальной проверки гипотезы были отобраны блоки вопросов, которые задавались россиянам в рамках всероссийских опросов одной поллстерской компанией. Сензитивность тем и вопросов оценивалась как экспертами, участвующими в разработке анкетных вопросов для массовых опросов, так и респондентами, которые приняли участие в экспериментальном опросе. В ходе анализа данных были апробированы критерии качества ответов на открытые вопросы. Качество ответов меняется в худшую сторону, если вопрос для респондентов сензитивный: увеличичвается количество уходов от ответа, снижается количество раскрытых тем. Сравнение ответов на сензитивный и несензитивный ответ позволило получить парадоксальный вывод, противоположный нашей гипотезе: ответы на сензитивный открытый вопрос длиннее, по сравнению с ответами на несензитивный открытый вопрос.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ