• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Теоретические и методологические аспекты интеграции человекоцентрированного и системного подхода (на примере эмоционально-фокусированной терапии)

ФИО студента: Антонов Артем Валерьевич

Руководитель: Будинайте Гражина Леонардовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Исследование, консультирование и психотерапия личности (Магистратура)

Год защиты: 2015

В работе дан очерк развития человекоцентрированного подхода (ЧЦП) и системного подхода (СП) к семейной психотерапии от дифференциации подходов в 70е-80е гг. и направления на интеграцию в 90-ее-2000е гг. ХХ в. Описана модель дифференциации ЧЦП и СП, описаны шесть стратегий их интеграции. Рассматривается эмоционально-фокусированная терапия (ЭФТ) как интегративная модель психотерапии. На основе теоретического анализа сделан вывод об интеграции в ЭФТ принципов и методов психотерапии примерно в равном соотношении, но обнаружено больше заимствований из ЧЦП. В эмпирической части впервые проведен интент-анализ двух сессий структурного системного психотерапевта С. Минухина и двух сессий ЭФТ С. Джонсон. Всего проанализировано 158 высказывания психотерапевтов, выделено 494 психотерапевтических интенции. На основе проведенного интент-анализа и сравнения результатов с интенциями психотерапевтической речи К. Роджерса и С. Минухина сделаны выводы о промежуточном положении по количественным и качественным показателям речи С. Джонсон. По полученным данным ЭФТ в работе С.Джонсон в своих интенциях ближе к работе С. Минухина, чем К. Роджерса. Дополнен словарь речевых интенций психотерапевтов и маркеры интенций применительно к специфике интент-анализа работы с семьями и супругами. Полученные результаты могут быть применены в обучении семейных психологов и психотерапевтов, дополнении истории семейной психотерапии, а методы использованы в сравнительном анализе модальностей психотерапии.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ