• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идеологизация музыкальной лексики (на материале газет СССР и Нацистской Германии)

ФИО студента: Соленкова Анна Михайловна

Руководитель: Гронская Наталья Эдуардовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Фундаментальная и прикладная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2016

Данная дипломная работа представляет собой исследование музыкальных терминов, которые в тоталитарном дискурсе функционировали как идеологемы. В ходе анализа были исследованы газеты, журналы и книги, посвященные музыке и выходившие в СССР и Третьем Рейхе. В работе используется метод описательного и сравнительного анализа, а также лингвистического наблюдения и аналитического описания языковых фактов. В ходе компаративного анализа был также использован кластерный иерархический анализ. Выделенные в теоретической главе черты языка тоталитарного государства позднее были выявлены и при практическом анализе соответствующих текстов. Примитивизм проявляется в феномене стереотипизации, директивность и унификация в принципе аксиологической поляризации. На основании анализа музыкальных терминов-идеологем Третьего рейха были выявлены следующие идеологемы: «modern Musik», «entartete Musik», «atonale Musik», «absolute Musik» и «neue Musik», идеологемы, связанные с развлекательной музыкой,: «Jazz» «Swing» «Tango», «Hott». Анализ идеологем СССР выявил следующие единицы: «мелодичность», «ритм», «такт», «эстрада», «джаз», «труба», «саксофон», идеологемы названия танцевальных стилей («танго», «румба», «свинг» и т.д.), «мюзик-холл», «ревю» и «варьете» ;«легкая музыка». Анализ показал, что основным инструментом идеологизации музыкальной сферы в тоталитарном дискурсе является семантическое противопоставление двух открытых лексических классов «свой»/ «чужой». Набор лексических единиц, относящихся к этим классам неоднороден, бинарные оппозиции построены по разным принципам: синонимы (neu - modern), антонимы (gesund - krank), контекстные антонимы (Volkgemeinschaft - Gemeinschaftsfremde), пары, где одно из слов – неологизм. Цель идеологизации музыкальной сферы в тоталитарном государстве заключается в ограничении мыслетворческих процессов и в создании определенных паттернов мышления, отвечающих запросам существующего строя.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ