• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Student
Title
Supervisor
Faculty
Educational Programme
Final Grade
Year of Graduation
Anastasiia Volkova
Scientists and Politicians: the Impact of Institutional Reforms on the Development of Science in China and the Russian Federation (from 1980s to the Present)
Sociology
(Bachelor’s programme)
2016
Comparative analysis of scientific reforms in Russia and China is highly relevant now, when China is ranked first in global research rankings, while the Russian science is in stagnation. It was assumed that institutional organization of Chinese and Russian Academies of Sciences contributes to the future development of the national scientific potential. However, judging by the results, it is more influenced by other factors.

So the main difference between China and Russia is in the amount of funding for science. China put a lot of money from the state budget there, but the main source is industry, resulting in the higher salaries of the scientists. Russia provides science with little money and low salaries and few cooperatives with the scientific sector enterprises.

Moreover, China has a developed system of grants, so while the researchers experiencing tough competition, they have sources of funding. In Russia, a small amount of funds can not satisfy the needs of many researchers. In addition, there is a high risk of unfair distribution of such resources.

In addition, most of scientists in Russian Academy of Sciences are elders. Also, the number of graduate students is gradually reducing. At the same time, China has increased the number of scientists and graduate students. Also, as in China retirement is mandatory for all researchers of specific age, the staff of CAS is mostly young.

In fact, both countries still have unresolved problems in the sphere of science, but it is important to note that during the period of China's reform China managed to maintain and gradually create the conditions for further progress of science. A Russian control system crisis of the late 90's led to a decrease in funding, which led to a "brain drain". Russian science was able to survive, but its conditions for development were less favorable than in China.

Student Theses at HSE must be completed in accordance with the University Rules and regulations specified by each educational programme.

Summaries of all theses must be published and made freely available on the HSE website.

The full text of a thesis can be published in open access on the HSE website only if the authoring student (copyright holder) agrees, or, if the thesis was written by a team of students, if all the co-authors (copyright holders) agree. After a thesis is published on the HSE website, it obtains the status of an online publication.

Student theses are objects of copyright and their use is subject to limitations in accordance with the Russian Federation’s law on intellectual property.

In the event that a thesis is quoted or otherwise used, reference to the author’s name and the source of quotation is required.

Search all student theses

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Волкова Анастасия Сергеевна
Ученые и политики: влияние институциональных реформ на развитие науки в КНР и РФ (с 1980-х гг. по настоящее время)
Социология
(Бакалавриат)
2016
Сравнительный анализ реформ науки в РФ и КНР весьма актуален сейчас, когда Китай занимает первые места в мировых исследовательских рейтингах, в то время как российская наука пребывает в стагнации. Предполагалось, что заложенная в прошлом организационная структура Академий наук Китая и России способствует дальнейшему развитию национального научного потенциала. Однако судя по полученным результатам, большое влияние оказывают и другие факторы.

Так, основная разница между Китаем и Россией лежит в размере финансирования науки. КНР в целом выделяет много денег из государственного бюджета, но основным источником является промышленность, что выливается в зарплату учёного выше средней. В РФ выделяется мало денег, маленькие зарплаты и мало сотрудничающих с научным сектором предприятий, по сравнению с КНР.

Более того, в отличие от России, в Китае существует развитая система грантов и фондов. Благодаря ей исследователи хотя и испытывают жёсткую конкуренцию, но имеют источники финансирования. В РФ малое количество фондов не может обеспечить все не столь важные для государства проекты, и, кроме того, существует большой риск несправедливого распределения средств.

Кроме того, в РФ средний возраст в Академии наук - 56 лет и старше, а численность аспирантов по стране снижается. В то же время КНР увеличила численность учёных и аспирантов и омолодило кадровый состав КАН, несмотря на обязательный для всех исследователей выход на пенсию.

По сути, у обеих стран остаются нерешенные проблемы в научной сфере, однако важно отметить, что в период реформ КНР удалось сохранить и постепенно создать условия для дальнейшего прогресса науки. А в РФ кризис системы управления конца 90-х повлёк за собой снижение финансирования, что привело к «утечке мозгов». Российской науке удалось это пережить, но её условия для развития оказались менее благоприятными, чем у Китая.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР