• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Student Theses
  • The French Opera Libretto and it's Russian Literary Sources: Claparede "Tatiana ou la Jeune Paysanne de Montagnes de Worabieff" (1806)

Student
Title
Supervisor
Faculty
Educational Programme
Final Grade
Year of Graduation
Evgeniia Belskaia
The French Opera Libretto and it's Russian Literary Sources: Claparede "Tatiana ou la Jeune Paysanne de Montagnes de Worabieff" (1806)
Philology
(Bachelor’s programme)
8
2016
The research considers a unique manuscript of the beginning of the XIX century. It is a libretto "Tatiana ou la Jeune Paysanne des Montagnes de Worabieff" (presumably 1806), written by an actor of the French court opera troop, Claparède, on the music of A.N. Titov and presented to Alexandre I.

The opera adapts the plot of the V. Izmailov’s novel "Beautiful Tatiana, that Lives at the Bottom of the Worobieff’s Mountains" (1804). Claparède’s libretto is a unique case of adaptation of the Russian sentimental novel to the French opera-vaudeville genre. Therefore follow the main directions of research. Firstly, the mechanisms of the genre change are to be found out - a sentimental story became a material for the libretto of a comic opera. Secondly, the historical context is to be clarified - what cultural circumstances could cause the apparition of such a text.

The author of the libretto puts the plot of Izmailov’s story into the frame of a French comic opera that proves the flexibility of the both genres. In the case of the libretto "Tatiana ..." there is a change of genre and language systems that makes the Russian sentimental novel’s plot sound differently in the French comic opera. In fact, there is no transition from a low to a higher genre because the comic opera was not considered a higher genre at the time, it was just more popular staging format. Nevertheless, by transforming the Izmailov’s plot Claparède made an opera worthy to be staged by the best French opera actors on the Russian court theater.

Student Theses at HSE must be completed in accordance with the University Rules and regulations specified by each educational programme.

Summaries of all theses must be published and made freely available on the HSE website.

The full text of a thesis can be published in open access on the HSE website only if the authoring student (copyright holder) agrees, or, if the thesis was written by a team of students, if all the co-authors (copyright holders) agree. After a thesis is published on the HSE website, it obtains the status of an online publication.

Student theses are objects of copyright and their use is subject to limitations in accordance with the Russian Federation’s law on intellectual property.

In the event that a thesis is quoted or otherwise used, reference to the author’s name and the source of quotation is required.

Search all student theses

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Бельская Евгения Вячеславовна
Французское оперное либретто и его русские литературные источники: Клапаред «Tatiana ou la Jeune Paysanne de Montagnes de Worabieff» (1806)
Филология
(Бакалавриат)
8
2016
Работа посвящена уникальному рукописи начала XIX в. Это подносной экземпляр либретто оперы “Tatiana ou la Jeune Paysanne des Montagnes de Worabieff ” (предположительно 1806 г.), написанной актером французской придворной оперной труппы, Клапаредом (Claparède) на музыку графа А.Н. Титова.

Сюжет оперы был заимствован из повести В.В. Измайлова “Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор” (1804 г.). Произведение Клапереда - уникальный случай адаптации сюжета русской сентиментальной повести к жанру французской оперы-водевиля. Отсюда следуют основные направления исследования. Во-первых, обсуждается вопрос о механизмах смены жанра – как сентиментальная повесть стала материалом для либретто комической оперы. Во-вторых, решается задача прояснения исторического контекста – в силу каких культурных обстоятельств мог возникнуть исследуемый текст.

Автор либретто помещает сюжет измайловской повести в рамку французской комической оперы, тем самым доказывая гибкость обоих жанров. В случае же либретто “Tatiana...” мы имеем дело с изменением как жанровой, так и языковой системы, которые заставляют сюжет русской сентиментальной повести звучать совершенно иначе во французской комической опере. По факту, здесь нет перехода из низкого жанра в более высокий, поскольку комическая опера не считалась в тот момент более высоким жанром, а была лишь более популярным форматом постановок. Тем не менее, осуществленная Клапаредом трансформация сюжета позволила превратить материал Измайлова в оперу, достойную исполнения лучшими французскими оперными актерами на сцене русского придворного театра.
Текст работы (работа добавлена 24 мая 2016г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР