• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблема драматического действия в философии Г.В.Ф. Гегеля

ФИО студента: Чихачев Дмитрий Михайлович

Руководитель: Резвых Петр Владиславович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философская антропология (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2016

Предмет данной работы очерчен в заключительной части «Лекций по эстетике» Гегеля - части, специально посвящённой драматической поэзии. Структура работы условно определяется через различие значимых в драматическом действии фигур: 1. драматурга, 2. зрителя, 3. актёра. В первой главе трактуется кантовское понятие рефлексивной способности как источника любого продуктивного действия в искусстве, а затем разбирается понятие вкуса у Гегеля и различие способов концептуализации субъективного духа и пафоса человека у Канта и у Гегеля. Всё это оказывается необходимым для того, чтобы обратиться к фигуре драматурга, задаваясь вопросом о характере его творческого начала и возникновении живости драматической коллизии. Во второй главе ставится проблема изображения свободы и возможности обнаружения "следов" свободного действия в опыте субъекта, что приводит к необходимости обсуждения проблематики трагического сострадания и вообще функции зрителя в драматическом действии. Зритель оказывается необходимым элементом действия именно в силу принципиального отличия творческого начала драматурга от созерцающего начала зрителя: если первый в известной степени является «глашатаем» понятия, конкретного, которое разворачивается в действии, то зритель даёт определение драме, находясь в рефлектирующей позиции. В третьей главе ставится вопрос об актёрской технике и её связи с возможностью выражения пафоса субстанциальной цели. Возможность творческого взаимопонимания актёра и драматурга, которых могут разделять тысячелетия, говорит об опосредовании в их деятельности того, что Гегель в третьем томе «Энциклопедии» называл «интеллигенцией» и трактовал как «тёмный тайник», где в свёрнутом виде содержится нерасчленимое множество представлений и откуда «черпает» в особенности речь, находящая в драме своё наивысшее выражение.

Текст работы (работа добавлена 26 мая 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ