• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль понимания структуры задачи для дальнейшего переноса

ФИО студента: Шкляева Ирина Вячеславовна

Руководитель: Тюменева Юлия Алексеевна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2016

Значительный корпус исследований обнаруживает систематические сбои в умении людей применять знания в новых ситуациях, или, другими словами, осуществлять трансфер (перенос). Эти доказательства были получены экспериментально на материале изучения и решения двух задач-аналогов (задачи-источника и целевой задачи). Качественная (полностью и точно отображающая структуру задачи) ментальная модель задачи-источника может быть перенесена на решение аналогичной по структуре задачи. Модель репрезентируется по-разному. Внешне она может быть представлена в виде различных визуальных репрезентаций: схем, диаграмм, иллюстраций, таблиц и пр. Принципиальным моментом для трансфера выступает качество визуальной репрезентации модели. Однако мы не обнаружили экспериментальных исследований, в которых изучалась бы связь с переносом качества создаваемых визуальных репрезентаций. Мы предположили, что именно качество репрезентации может выступать значимым предиктором переноса. В эксперименте участники (ученики старших классов общеобразовательных школ и студенты 1 курсов вузов, N=156) сначала изучали задачу-источник, выводили принцип ее решения, который мог позволить решить и другие аналогичные задачи, и иллюстрировали этот принцип в виде схемы. После этого участники решали аналогичную задачу. В результате мы обнаружили, что качество визуальных репрезентаций имело значимый эффект на увеличение вероятности переноса. Кроме того мы обнаружили, что для большинства участников огромное затруднение вызывало внешнее отображение модели задачи. Ключевые слова: трансфер по аналогии, визуальные репрезентации, структура задачи

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ