• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статусные различия и образовательная вовлеченность учащихся (на примере селективных школ г. Москвы)

ФИО студента: Кусимова Тамара Булатовна

Руководитель: Павлюткин Иван Владимирович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2016

При выстраивании образовательной траектории внутри российской системы образования, качество школы может быть определяющим: чем менее качественное образование дает школа – тем большее бремя дополнительной подготовки ложится на самого учащегося и его семью, оплачивающую курсы или занятия .. Переход в более сильную, "статусную" школу в старших классах можно рассматривать, как попытку преодолеть определенные институциональные и социокультурные барьеры, как для самих учащихся, так и для их родителей. Принципиально важную роль в этом контексте начинает играть понятие образовательной вовлеченности, под которым подразумевается участие, как в академической, так и в социальной составляющей жизни школы – приобретение социального и культурного капитала. Цель данного исследования – понять, как различается степень и формы образовательной вовлеченности среди учащихся с разным социально-экономическим статусом, обучающихся в четырех лучших селективных школах Москвы. Всего было проведено 17 глубинных интервью с выпускниками с различным социально-экономическим статусом. В рамках исследования были получены следующие выводы: существуют различия в формах и степени образовательной вовлеченности учащихся с разным социально-экономическим статусом, однако статусные различия не являются ключевым фактором, как это представлено в некоторых зарубежных работах. Формы и виды вовлеченности опосредованы школьной средой: дифференцированная среда, внутри которой между классами существует разница , осознаваемая всеми участниками социального пространства школы, подчеркивает различия, а также может стать основанием для возникновения «антишкольной» культуры и клик «неблагополучных» учащихся. Напротив, гомогенная школьная среда, внутри которой существует основание для объединения – например, специфическая история учебного заведения или ярко выраженная академическая культура, – отличается одинаковым уровнем образовательной и социальной вовлеченности вне зависимости от статусной принадлежности учащегося.

Текст работы (работа добавлена 3 июня 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ