• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ образовательной политики России и Украины в сфере внедрения государственных экзаменов в постсоветский период

ФИО студента: Плеханов Артемий Александрович

Руководитель: Баринов Сергей Леонидович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательная образовательная политика (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2016

В данной работе рассмотрена проблема репрезентации целей государственных экзаменов в дискурсе образовательной политики России и Украины. Отправной точкой для анализа стал вопрос о том, почему конечные результаты отношения общества к экзаменам оказались столь различными при схожих предпосылках их внедрения. В рамках исследования был проведен критический дискурс-анализ по методологии Н. Ферклофа, в ходе которого были проанализированы нормативно-правовые акты законодательства России и Украины, посвященные государственным экзаменам, рекомендации и документы Всемирного банка, связанные с введением государственных экзаменов, а также интервью министров образования обеих стран. Дополнительно, по материалам интервью министров образования, был проведен контент-анализ высказываний касающихся формулирования целей экзаменов. Была рассмотрена репрезентация целей экзаменов в дискурсе образовательной политики в период с 1999 – 2015 годы. Говоря о выводах, мы можем сказать о том, что репрезентация целей ЕГЭ и ВНО тесно связана с общеполитическим дискурсом в странах и моделями, выбранными для легитимации необходимости введения экзаменов. Репрезентация целей на Украине исходит из более демократичной модели объяснения, большим числом элементов неолиберального дискурса ввиду отсутствия жесткой вертикали власти, и более демократичной политической системы. В России репрезентация трансформировалась от первоначальной модели, в центре которой было предоставление цели экзамена как предоставление равенства в доступе к высшему образованию и объективного оценивания, к модели, когда репрезентация была выстроена, исходя из полезности экзамена для государства. Вместе с тем мы видим изменение репрезентации цели ЕГЭ на примере дискурсивных практик в интервью Д.В. Ливанова, что позволяет сделать вывод о том, что происходит переосмысление целей ЕГЭ.

Текст работы (работа добавлена 7 июня 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ