• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: художественные образы кинематографа ХХ в. в школьном курсе отечественной истории

ФИО студента: Сергеичева Наталья Юрьевна

Руководитель: Смилянская Елена Борисовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Информационные ресурсы исторической науки (Магистратура)

Год защиты: 2017

Тема исследования: «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна: художественные образы кинематографа ХХ в. в школьном курсе отечественной истории. Предмет исследования: специфика авторской интерпретации в середине XX в. образов русской истории России XVI в. Объектом выпускной квалификационной работы является первая и вторая серии художественного фильма режиссера С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Исследование опирается на методы реконструкции и интерпретации исторического прошлого, а также на историко-генетический и историко-сравнительный методы анализа. В работе особое место занимает методология изучения информационного потенциала визуальных источников, прежде всего кино-фотодокументов. Цель работы – выявить направления использования фильма «Иван Грозный» С. Эйзенштейна для изучения в школе сложных вопросов отечественной истории. Задачи работы: 1. Проанализировать имеющийся отечественный и зарубежный опыт использования киноматериалов в школе. 2. Проследить влияние историографической традиции на формирование образов Ивана Грозного в отечественном кинематографе. 3. Изучить созданные С. Эйзенштейном реконструкции образов XVI в. и кинематографические средства их воплощения. Основными результатами работы стали: 1. Обоснование необходимости перехода от использования педагогами на уроках фрагментов художественных фильмов на репродуктивном уровне к организации системной работы с фильмом на уровне требований ФГОС второго поколения. Условием успешности такой работы является разработка дидактических моделей для изучения художественного фильма в школе с учетом накопленного отечественными и зарубежного педагогами опыта. 2. Облегчить для школьника задачу изучения многообразия историографических оценок первого русского царя сможет изучение кинематографических трактовок его образа, созданных на протяжении ХХ в. 3. Вывод о необходимости введения в школьную практику элективного курса по изучению аудиовизульных источников и обоснование выбора в качестве основы такого курса фильма С.М. Эйзенштейна.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ