• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение поэзии А. Кушнера в курсе литературы XX века в средней школе

ФИО студента: Заворотная Татьяна Эдуардовна

Руководитель: Абелюк Евгения Семеновна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Филологическая герменевтика школьной словесности (Магистратура)

Год защиты: 2017

Данная магистерская диссертация представляет собой методическую разработку по творчеству А. Кушнера для работы на уроках литературы в школе. Цель работы – подбор стихотворений А. Кушнера для знакомства учащихся с творчеством поэта; анализ и интерпретация стихотворений, продумывание возможных стратегий включения их в урок; подбор литературно-критических работ по творчеству А. Кушнера, которые можно использовать в качестве литературоведческого материала на уроке. Обзор литературы представлен работами В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой, Е.С. Абелюк И.Б. Роднянской. В диссертации приводятся тематический анализ и интерпретация некоторых стихотворений А. Кушнера, рассматриваются античные мотивы, затрагиваются вопросы смысла жизни, смерти, веры и безверия, творчества, любви, культуры. В работе представлены разные способы включения стихов А. Кушнера в урок. Это и начало урока, введение в тему, взгляд из хорошо знакомого (сегодняшнего) в прошлое (классическое, возможно, трудное для восприятия, немного чужое)… Это и сравнительный анализ стихотворений как фрагмент урока или целый урок. Это и заключительный аккорд с выходом из поэзии школьного канона в поэзию современности. Основные методы и приёмы, используемые автором работы, – это неторопливое чтение; поиск «точек удивления» в тексте, постановка вопросов к тексту; обращение к текстам-предшественникам; «визуальный комментарий»; выделение ключевых слов; внимание к сильным позициям текста (повторам); постановка проблемного вопроса; построчный комментарий; сравнительный и мотивный анализы; «отсутствие комментария» как особый приём воспитания чувств и переживаний. В работе отмечается, что урок литературы – это импровизация, основанная на знаниях и любви, «встреча с текстом», при которой главное – это через неторопливое чтение, внимательное отношение к слову научить любить поэзию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ