• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отношение студентов инженерных направлений подготовки к академическому мошенничеству: какова роль практик преподавателей?

ФИО студента: Шмелева Евгения Дмитриевна

Руководитель: Чириков Игорь Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Сравнительные социальные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2017

Цель исследования – выяснить, в какой степени образовательная среда на уровне университета и академической группы влияет на отношение студентов инженерных направлений подготовки, обучающихся в российских университетах, к списыванию на экзаменах. Эмпирической основой исследования стали данные репрезентативного опроса студентов-инженеров 34 российских вузов, а также опроса их преподавателей. Исследование показало, что терпимое отношение к списыванию на экзаменах характерно как для студентов, так и для их преподавателей. Сравнение студентов 1-ого и 3-его курсов показало, что студенты становятся более терпимыми в процессе обучения в вузе. Регрессионные модели, в которых оценивалось, в какой степени строгость преподавателей, проявляющаяся в предпочтении жестких мер наказания, влияет на нетерпимость студентов к списыванию, показали, что данный эффект достаточно высок и остается значимым при контроле индивидуальных характеристик студентов и усредненных характеристик преподавателей. Исследование убедительно продемонстрировало, что в более строгой образовательной среде (на уровне академических групп), в которой преподаватели выносят более суровые наказания за списывание на экзаменах, студенты более склонны относиться к списыванию нетерпимо. Таким образом, необходимо стимулировать преподавателей более серьезно относиться к списыванию студентов и выбирать более жесткие формы наказания. Кроме того, было обнаружено, что образовательная среда университета не оказывает никакого влияния на отношение студентов к списыванию. Из этого следует, что на данный момент образовательная политика в области борьбы с академическим мошенничеством на уровне университетов либо отсутствует, либо работает неэффективно. Университетам необходимо признать масштаб и опасность списывания и поощрять «строгость» преподавателей на институциональном уровне.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ