• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Процесс создания научных гипотез: проблемы и перспективы его алгоритмизации

ФИО студента: Шумилина Вера Андреевна

Руководитель: Макеева Лолита Брониславовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2017

В рамках данной работы ставится цель обозначить аргументы «за» и «против» возможности нахождения и реализации некоторых правил, направляющих исследовательскую деятельность, помогающих формулировать новые гипотезы. Поэтому в задачи данного исследования входит исследование стратегий обоснования возможности и невозможности алгоритмизации процесса создания гипотез в истории философии, перечисление некоторых из современных стратегий в науке. Выделяются три этапа анализа проблемы алгоритмизации процесса создания гипотез. Первый этап (XII-нач. XXвв.): работа над идеями логики открытия в рамках рационалистической, эмпирической программы и программы прагматизма. В течение этого периода выдвигаются идеи алгоритмизации процесса создания гипотез за счет математики, работы над единым методом наук, искусственного языка мысли, поиска причинных связей, индукции, абдукции. На первом этапе выдвигается понимание логики как искусства открытия, как синонима исследования. Второй этап: критика задач логики открытия в философии науки XX в. Из-за дискуссий относительно статуса так называемого «контекста открытия», признания его субъективным, принципиально не рационализируемым, зараженным влияниями психики человека, социума, вопрос об алгоритмизации процесса создания гипотез оказался снят. Однако на фоне дискуссии относительно научной рациональности, статуса гипотез в рамках структуры теории, понимания логики и роли психологии в теории познания выдвигаются аргументы в пользу отказа от логицизма, введения в эпистемологию психологии. Третий этап: современные междисциплинарные исследования. В когнитивных науках, интеллектуальном анализе данных, области изучения методов автоматического порождения гипотез развиваются идеи Милля, Бэкона, Пирса (методы дедукции и абдукции), вопросно-ответная форма организации исследования (метод Хинтикки) и др. правила. Возможный вклад философии представляется в виде формирования общей картины мира.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ