• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Средства выражения эмотивности в речи: просодика и синтаксис

ФИО студента: Колкина Полина Вадимовна

Руководитель: Бухаров Валерий Михайлович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Фундаментальная и прикладная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2017

Данное исследование посвящено изучению отражения эмоций в звучащей речи. Целью работы являлось выявление синтаксических и просодических средств, характеризующих спонтанную речь в негативной эмоциональной ситуации (НЭС). Объектом исследования является звучащая речь. Предметом исследования являются синтаксические и просодические характеристики речи, отражающие эмоциональное состояние человека. В ходе работы использовалась комплексная методика, включающая в себя метод теоретического анализа, описательный метод, метод опроса (анкетирование) и экспериментальный метод исследования. Объем работы составил 54 страницы, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе работы описывается теоретический аспект эмоций (основные подходы к изучению природы эмоций, классификации эмоциональных состояний), определяются степень изученности категории эмотивности в русском языке, средства выражения эмотивности на фонетическом и синтаксическом уровнях русского языка. Во второй главе описывается ход фонетического эксперимента в компьютерной программе акустического анализа PRAAT, также содержатся результаты анкетирования экспертов, проводимого при определении размера экспериментальной выборки (23 видеофрагмента, 13 информантов). Так, наиболее частотными синтаксическими структурами, которые содержатся в эмотивных высказываниях, продуцируемых в НЭС, оказались 1)артикуляторные паузы; 2)риторические вопросы; 3)эхолалические и фокусирующие повторы; 4)эллиптические конструкции-инвективы; 5)эмфатизирующая инверсия членов предложения; 6)обрывы гипотетического синтаксического целого. На фонетическом уровне происходят следующие изменения: 1)среднее значение ЧОТ в НЭС повышается; 2)значение параметра ширины полосы ЧОТ в НЭС также увеличивается; 3)среднее значение интенсивности речевого сигнала в НЭС повышается; 4)значение параметра ширины полосы интенсивности в НЭС увеличивается; 5)значение параметра общего темпа речи выше в нейтральной ситуации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ