• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женский каджарский портрет в собрании Государственного музея искусства народов Востока: проблемы атрибуции

ФИО студента: Новикова Анна Михайловна

Руководитель: Масиель Санчес Лев Карлосович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2017

Выпускная квалификационная работа посвящена проблемам атрибуции женских каджарских портретов из коллекции Государственного музея искусства народов Востока. Исключительное внимание персидских художников к женской тематике считается самой колоритной чертой каджарской живописи. Практически с самого начала своего существования портрет стал занимать ведущее место в иерархии жанров живописи. Совершенствование художественных средств и технических приемов каджарской живописи происходило в основном именно в этом виде искусства. Именно в женском портрете нашли свое наиболее яркое выражение эстетические нормы эпохи, художественные идеалы, господствовавшие в иранском обществе В собрании Государственного музея Востока находятся одни из лучших образцов женского портрета раннего периода эпохи Каджар (1785-1834), которые, ввиду полного отсутствия недавних исследований, требуют специального внимания. Большинство портретов из московского собрания принадлежат кисти неизвестных художников, датировка стоит общая — XIX в. Установление атрибуции портретов каджарской эпохи представляет весьма трудную проблему. Произведения каджарской живописи предназначались для украшения дворцовых помещений. Их писали на холстах, прикреплявшихся к стенам с помощью клея, наносимого по краям. Еще в XIX в. картины, написанные маслом на холсте, снимались со стен разрушавшихся зданий и начинали после этого самостоятельную жизнь. Иначе отсутствие подписей на большинстве каджарских картин объяснить трудно, особенно если вспомнить, что уже в XVII в. в среде персидских живописцев стало обычной практикой подписывать и датировать свои картины. В работе исследуется специфика и стилистические особенности каджарского портрета, дается описание и анализ семи станковых портретов из собрания каджарской живописи Государственного музея Востока, а также предпринимается попытка уточнения авторства и датировки некоторых женских портретов из коллекции.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ