• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представления об эмпатии психотерапевта и переживание им дистанции с клиентом

ФИО студента: Познанская Полина Владимировна

Руководитель: Колпачников Вениамин Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2017

Психологическая дистанция- неотъемлемый атрибут психологического консультирования, чаще всего рассматриваемый в психотерапии с точки зрения ошибок допускаемых терапевтом. Данный феномен не изучался на протяжении всей сессии, вне экстремальных ситуаций. В психологическом консультировании под психологической дистанцией понимается способность человека дифференцировать свой опыт и опыт партнера по терапевтическому взаимодействию, несмотря на их содержательную и эмоциональную близость. Наименьшая дистанция существует при глубоком эмоциональном контакте терапевта и клиента. Большинство проблем дистанции связано с феноменом потери себя в клиенте, который происходит при захлестывании терапевта эмоциями клиента. Согласно теории П.Рикера существует две позиции терапевта по отношению к опыту клиента - «понимаем с» (погружение в опыт клиента) и «знаем о» (объективное анализ). Эмпатия, являющаяся одним из способов познания клиентского опыта, делится на когнитивную (интеллектуальное понимание ситуации) и эмоциональную (познание эмоции клиента). Исследование включало две части: 1) выявление определения психологической дистанции с клиентом. 2) соотношение способа познания клиента и переживание дистанции. Данное исследования частично подтвердило связь между эмоциональной эмпатией и переживанием дистанции как максимально близкой (погружение в мир клиента). Гипотеза была сделана из расчета существования двух позиций в терапии, в то время как данное исследование увеличило их до пяти. То есть, было выявлено пять способов переживания дистанции- 1)Проникновение в мир клиента 2)Соприкосновение 3)Взаимодействия опыта нет 4)Общее пространство 5)Рассмотрение опыта «сверху». Так же был выведен элемент межличностной дистанции в терапии, который не рассматривается в данном феномене. Таким образом, данное исследование расширило определение психологической дистанции в терапии, включив в него новые элементы: степень открытости терапевта клиенту и отношение к опыту клиента.

Текст работы (работа добавлена 19 мая 2017 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ